Каждый пятидесятый ребёнок в мире заикается. Проблема заикания возникла тогда, когда люди научились говорить, то есть десятки тысяч лет назад. Точные причины заикания неясны до сих пор. Предполагается, что нарушение речи вызвано сочетанием факторов: генетические мутации, воздействие окружающей среды, особенности нейронных связей мозга.
«Гена заикания» ученые пока не открыли, но уже обнаружено четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. Кроме того, отмечается, что у 2/3 заикающихся детей заикался хотя бы один из родителей. Не существует общепринятого объяснения тому, что люди не заикаются, когда поют, шепчут, говорят хором, не слышат собственного голоса.
На Руси заикание лечили лесным «ауканием». Это надо понимать буквально: люди уходили в лес и громко кричали: «Ау!». C VI в. хирурги практиковали радикальные методы: подрезали уздечку и подсекали корень языка. Современные врачи считают, что излечивал не нож хирурга, а болевой шок.
В наше время специалисты знают методы борьбы с заиканием. Наш собеседник – практикующий логопед высшей категории с опытом работы более 30 лет Наталия Бакун.
– Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет, когда они только осваивают речь и языковые навыки. Заикание никогда не уходит само по себе. Оно может временно отступить (например, до следующего возрастного психологического кризиса в 15-17 лет), но однажды непременно вернётся. А если ушло – значит, это было не заикание!
Лекарства от заикания нет, однако от него можно избавиться. Сегодня есть 200 методов лечения заикания: дыхательные и голосовые упражнения, гимнастика речи, медикаментозное лечение, травы, молитвы, гипноз, иглоукалывание, электрошоковая терапия, программы синхронизации речевого и слухового центров и многое другое. Кто-то лечится у бабок-знахарок от «снятия испуга».
Алгоритм действий при обнаружении в речи детей первых признаков заикания.
В возрасте 2-4 лет ребёнок начинает активно говорить, узнает все больше и больше слов, а вот речевой аппарат не всегда успевает за скоростью мышления. Отсюда возникают нарушения речи. Сначала они могут быть эпизодические и незаметные, но со временем то, что кажется невинными запинками, может стать серьезной проблемой.
В этот период устанавливается синхронная связь между речевыми мозговыми центрами, и определить склонность ребенка к заиканию можно даже до того, как нарушения речи заявят о себе, но это под силу только профессионалам: логопедам и психотерапевтам. Родители могут распознать надвигающиеся проблемы с речью по следующим признакам:
• ребенок тянет гласные;
• повторяет буквы, слоги или целые слова;
• делает паузы посреди фраз;
• говорит быстро и как бы «захлебывается» речью.
Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель (острая форма) и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры.
ИТАК:
- Посещаем участкового педиатра, который направит ребёнка к логопеду и неврологу для диагностики и лечения.
- Отграничиваем физиологические запинки (итерации) от истинного заикания в острой форме. Это особенность речевого периода растущего ребёнка.
- Исключаем влияние оcoбeннocтей peчи мaмы и пaпы. Ecли ктo-тo из poдитeлeй зaикaeтcя, peбёнoк мoжeт пpocтo пoдpaжaть poдитeлю, но нa caмoм дeлe зaикаться oн нe бyдeт.
- Исключаем индивидуальные оcoбeннocти peчи малыша, например, речь «взахлёб». Так бывает у детей, которые долго не могли разговаривать, а когда научились, старались говорить быстро и много. Вследствие такого лавинообразного потока проявляются запинки. Обычно эта особенность речи самостоятельно проходит с течением времени.
При таких запинках лекарства не нужны. Из собственного опыта могу сказать, что даже опытные неврологи затрудняются в различении итераций и острого заикания, доверяя постановку заключения логопеду.
Бывает, что заиканию предшествует физиологическое повторение слогов. Затем развитие речи начинает запаздывать и проявляется логопедический дефект. Из-за этого ребёнок начинает чрезмерно концентрироваться на произнесении слов, и речевой аппарат перенапрягается, точная координация мышц нарушается, и хотя малыш хорошо понимает, что именно хочет сказать, физически он не может этого сделать.
- Подключаем врача-психоневролога, который назначит необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы.
Если не заниматься, то через 6-8 месяцев ребёнок «привыкает» к неправильной речи, заикание переходит в хроническую форму, и отучить его становится намного сложнее. Тем не менее, и в этом случае заикание можно устранить при условии систематических занятий с логопедом.
В четверти случаев детское заикание сохраняется во взрослом возрасте. Заикание, которое осталось до школьного периода, значительно сложнее поддаётся коррекции. С течением времени могут развиться психологические проблемы, вызванные таким состоянием: беспокойство по поводу речи, страх запинок и чувство смущения. Заикание может породить боязнь говорить, то есть логоневроз.
Логоневроз — это следствие заикания, а не его причина. Именно поэтому он обычно начинает развиваться лет в 9, когда ребенок начинает абсолютно чётко понимать свои речевые неудачи и особенно сильно переживать их. Если врач подтвердил этот диагноз, то лечение должно основываться на психологической работе, чтобы устранить страх речи.
- Подключаем третьего специалиста – психотерапевта к лечению логоневроза.
- Просим помощи у педиатра для лечения всех болезней, которыми страдает заикающийся, так как любая из них может вызвать обострение степени заикания.
- Подключаем иглорефлексотерапевта, который воздействием на специальные точки снимает нервное напряжение.
- Идём к психологу, который, изучив личность заикающегося, выявляет слабые стороны его характера и помогает ему исправить их, учит ребёнка общаться в разных жизненных ситуациях, помогает ему выразить себя эмоционально и творчески.
- Подключаем инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК) для оздоровления ребёнка: закаливание, массаж, физкультура.
Хотя каждый специалист вносит очень важную лепту в устранение заикания, ни один из них не сможет устранить его самостоятельно. Поэтому нужно организовать весь комплекс лечебных мероприятий, необходимых при заикании.
Как лечить, как учить — дело специалистов. Но и от родителей зависит многое.
- Помогаем ребёнку сами. Совместные усилия специалистов и родителей обязательно помогут справиться с проблемой выработки у малыша плавной красивой речи.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.