В преддверии нового учебного года многие родители школьников и студентов обеспокоены не только собиранием портфелей, но и тем, как сложится жизнь чада в школьных стенах или в студенческой аудитории. Не станут ли сын или дочь жертвами издевательства сверстников, либо, того хуже, виртуальными, но все равно безжалостными палачами. По просьбам читателей мы попробуем рассказать вкратце, что представляет собой сегодня кибербуллинг, кто им занимается и зачем.
Десять способов вас «достать»
Прежде всего следует отметить, что в наши дни очень трудно найти такого молодого человека, у которого не было бы компьютера с выходом в интернет. По данным исследования компании Гугл, доля молодых людей от 14 до 24 лет, ежедневно использующих интернет, достигла 90 процентов. При этом 28-30 процентов проводят в Сети около пяти часов, из них же 25 процентов проверяют свои электронные девайсы каждые полчаса. Стоит ли удивляться, что в виртуальную реальность устремился не только криминал, но и детские, казалось бы, дразнилки. Не лучшим образом повлияла на ситуацию пандемия 2020-21 годов. Ковид загнал людей в дома, люди потянулись к компьютерам.
Явление кибербуллинга масштабов эпидемии вряд ли достигнет. Он не стал массовым движением злобных недоумков. Однако после 2021 года процент страдающих от виртуальных издевательств среди подростков вырос. Специалисты-психологи и практики-криминалисты выделяют пока десять видов гнобления ближних своих посредством навороченных гаджетов. Перечислим по порядку.

1. Флейминг (хейтинг).
Выражение ненависти через интернет, оскорбление человека с помощью быстрого эмоционального обмена репликами. Чаще всего это происходит публично, то есть там, где свидетелями происходящего могут стать несколько пользователей.
2. Гриферство.
Преследование игроков в многопользовательских онлайн-играх. Попавший под гриферство не может чувствовать себя свободно: как только он входит в игру, его преследователь оказывается «рядом» и мешает совершать игровые действия.
3. Троллинг.
Процесс высмеивания, провоцирования. Тролли часто публикуют информацию, вызывающую бурную эмоциональную реакцию.
4. Клевета.
Публикации и рассылки унижающей и ложной информации о ком-либо, а также намеренно искаженных фотографий.
5. Выдача себя за другого.
В этом случае агрессор входит в аккаунт (страничку) жертвы и рассылает компрометирующие материалы. Вступает в переписку со знакомыми жертвы или меняет по своей прихоти ее персональную страницу.
6. Раскрытие секретов и мошенничество.
Распространение в интернете личной и конфиденциальной информации из жизни жертвы.
7. Бойкот, остракизм.
Демонстративное игнорирование, закрытие доступа в определенное сообщество. Исследования показали, что подобный буллинг сильно понижает самооценку.
8. Киберсталкинг.
Преследование посредством регулярных сообщений, которые вызывают тревогу и доводят до стресса.
9. Секстинг.
Рассылка и публикации фотографий, видеоматериалов с обнаженными или полуобнаженными людьми.
10. Харрасмент.
Домогательство. Настойчивое, регулярное, надоедающее поведение, склонение жертвы вступить в нежелательный для нее контакт.
Уйти в сумрак
Нам известно, что кибербуллинг – своего рода наследник обычного буллинга, известного в мире с давних времен. Люди в возрасте вспомнят нашумевший фильм Ролана Быкова «Чучело» о том, как изощренно издевались над одноклассницей ученики обычной средней школы, подзуживаемые теневым лидером класса, тоже девочкой. Но между вчера и сегодня есть определенная разница.

Буллинг сегодня – это не столько установление иерархии лидера, как это было прежде в том числе в школьных стенах. Теперь это приятное для агрессора, легкое времяпрепровождение. Проще говоря, изгаляются над выбранной жертвой от скуки. Но дело настолько заводное, специалист скажет – мотивирующее, что некоторые свидетели кибертравли присоединяются к ней исключительно ради удовольствия. Ведь можно делать плохое практически безнаказанно. Роль учителя? Никакая. Хотя бы потому, что все происходит не в реальных стенах класса. В большинстве случаев внешкольное общение происходит не в официальном школьном (институтском) чате, а в других чатах и группах, где дети скрыты от надзирающего глаза и поэтому чувствуют себя свободными.
После этого совсем не сложно сделать следующий шаг – уйти в абсолютное, как представляется, теневое виртуальное пространство. Если кто не знает, есть альтернатива интернету – даркнет. От английского dark – темный. Данный сегмент глобальной Сети популярен у определенной категории пользователей кроме всего прочего и потому, что свято соблюдает правило анонимности. А она, в свою очередь, снимает или существенно снижает барьеры на пути выражения даже неприличных эмоций. Психологи скажут: налицо эффект растормаживания. И опять же – анонимность создает дополнительную иллюзию безнаказанности.
Не хотелось бы заканчивать материал на минорной ноте. Но следует понимать: интернет не только друг, но и враг у ворот. Все зависит от того, чьи очень умелые ручки до него дотронутся. А дети неопытны и доверчивы. Да и только ли дети?
Иван ОРЛОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.