Тема границы вновь вернулась в топ материалов СМИ. И поводов к тому немало: сопредельные страны – члены ЕС — за последнюю декаду значительно осложнили жизнь как нашим гражданам, так и фирмам, транспортирующим либо получающим из Европы товары. На этом фоне сокращение с 1 апреля норм их ввоза для личного потребления прошло мало обсуждаемым событием.
Еще с 21 марта очереди на выезд транспорта в единственном пункте пропуска в Польшу – МАПП «Брест-Тересполь» — начали расти, как грибы после дождя. Поначалу казалось, что это временно и связано с уменьшением норм вывоза товаров из ЕС и закрытием пунктов пропуска в Гродненской области (из-за чего гродненские автобусы поехали на Белосток и Варшаву через Брест). Но нет. И рекорд 23 марта (65 автобусов) после 8 апреля стал восприниматься как несильное отклонение от нормы. По сути, сложилась новая нормальность на погранпереходе: пересечение границы на рейсовом автобусе стало занимать минимум 10–12 часов, а в сложные периоды – и целые сутки.
Перевозчики вынуждены переносить или отменять рейсы: транспорт просто не успевает вернуться с предыдущего. Пассажирам сложно спланировать прибытие в пункты назначения. Растут напряжение и недовольство, особенно если маршрут начинается не в Бресте и (или) требуется сделать пересадку (часто это актуально для пассажиров «варшавских» рейсов).
Застрявшие на границе люди сразу начали обсуждать в приграничных чатах причину таких рекордных очередей. Некоторые справедливо отмечали, что в польском пункте пропуска «Тересполь» работает один-два канала для автомобилей и один для автобусов. При этом есть в чатах вопросы и к работе наших служб при въезде в страну. Пограничная служба Польши признала необходимым более тщательный досмотр путешественников на границе с Беларусью и объяснила это угрозами нелегальной миграции, из-за которых офицеров из пункта пропуска отправляют на поиски мигрантов в лесах. Госпогранкомитет Беларуси на это отмечает, что польская сторона не выполняет свою норму по пропуску автобусов, оформляя около 42 процентов от положенного.
В итоге ситуация такова: польская сторона медленно проверяет въезжающих в Польшу людей, но быстро – выезжающих. С нашей стороны то же самое: быстрый контроль при выезде и тщательный – при въезде. Что с этим делать, никто не знает. Впрочем, польская сторона сделала «тонкий намек» устами пресс-секретаря Надбужанского отдела пограничной службы (управляет пунктом пропуска в Тересполе) Дариуша Сеницкого: «В связи с недостаточной охраной государственной границы на белорусской стороне мы также обязаны проводить более детальный контроль лиц, въезжающих в Польшу, – до тех пор, пока не исчезнет реальная угроза нелегальной миграции. Реализация этих мер по охране государственной границы является ответом на временные угрозы нелегальной миграции». А пока «угроза» не исчезает, желающим попасть на автобусе в Польшу в приграничных чатах рекомендуют брать билеты на поезд до Бреста (если не брестчане), ехать на такси до въезда в пункт пропуска и искать свободные места в стоящих перед шлагбаумом автобусах (в народе участок дороги перед въездом в пункт пропуска называют «стометровкой»). За 100-120 рублей с человека водители автобусов (правда, не все) возьмут до Варшавы, за 35 – до Тересполя (где можно пересесть на поезд). С шоп-турами из Бреста ситуация схожая: своих туристов автобусы собирают на той же «стометровке», но время ожидания намного больше: действует у наших служб пограничного контроля негласное правило брать в оформление один туристический автобус после принятых подряд трех рейсовых. А пока те не пройдут, туристы вынуждены ждать, даже если первыми стоят у заветного шлагбаума. И ведь отпускной сезон еще не начался…
А вот очередь грузовиков на въезд в Беларусь с той стороны достигла огромных размеров. Причина в том, что появились новые требования к пакету сопроводительных документов на товары. Получить их довольно сложно – и фуры с товарами разворачивают на границе.
Изменения в контроле начались с письма польского Минфина в адрес таможни. В нем был ряд рекомендаций для пресечения обхода санкций относительно грузов, следующих транзитом через Россию в третьи страны (Кыргызстан, Турцию и т.д.), а также в Беларусь. Особенно для трех категорий товаров: 84, 85, 87-й групп ТНВЭД. Фактически было предложено ввести в их отношении антисанкционный режим контроля. Что таможня и сделала, усложнив работу импортеров. Например, сейчас на границе требуют подтверждение платы за товар – это стало обязательным пунктом.
Под особый контроль попадают документы, подтверждающие оплату криптовалютой. Кроме того, запрашивают контракт между европейским экспортером и белорусским импортером. Появились и два новых документа: письмо от европейского экспортера, подтверждающее, что товар идет указанному в документах получателю и что экспортер знает, как и кем будет использован товар. Также нужны гарантии, что товар в дороге не будет перепродан в Россию. Эти документы изначально запрашивались в копиях на польском или английском языке, а сейчас – только оригиналы и только на польском (либо с нотариально заверенным переводом на него).
Если не удается убедить таможню, что товар следует именно туда, куда указано в документах, машину просто развернут. В таком случае можно попытаться проехать на другом погранпереходе (из другой страны ЕС). А если еще и экспортную декларацию аннулируют, то либо придется готовить новую с простоем машины, либо возвращать товар грузоотправителю.
Белорусские импортеры, логисты и перевозчики рассчитывают, что в ближайшее время польские власти дадут бизнесу конкретные рекомендации. С учетом того, что на границах со странами Балтии жесткие антисанкционные требования действуют уже достаточно давно, доставка грузов стала очень напряженной. Очередь на польской стороне сейчас достигает 50-70 км и пока не уменьшается.
Впрочем, в скором времени и очереди из автобусов могут уменьшится из-за нововведений в получении виз по наиболее популярным направлениям, в частности, в Польшу. С 4 апреля у монополиста в сфере обработки визовых анкет VFS Global новые правила регистрации: теперь помимо верификации в Межбанковской системе идентификации нужны работающая веб-камера и оригинал паспорта. Предыдущее совершенствование не помогло избежать скандалов с обеих сторон границы. Окна для записи в свободном доступе не появились, торговля датами, приглашениями и прочими препонами не прекратилась.
Пробы белорусов записаться самостоятельно пока в большинстве случаев безуспешны. Разумеется, спустя какое-то время работа серверов улучшится, баги программного обеспечения будут удалены. Не исключаю, что нынешние технические проблемы с новым способом верификации обусловлены намеренным забиванием сайта «мертвыми душами», чтобы живые жаловались и побудили отменить новшество. Проблема в том, что это напоминает соревнование «артиллерии и крепостей»: на каждую форму защиты со временем найдется способ её преодоления.
Весьма прибыльный бизнес вряд ли сдаст свои позиции просто так. И пострадают обычные соискатели, которые за визами все равно пойдут к посредникам, когда те «сломают» новую систему. Только цену придется заплатить больше. А пока совет планирующим поездку в ЕС: запастись едой, водой, деньгами и билеты брать в Бресте на брестский автобус (уходит с автовокзала Бреста в основном по расписанию), а в Варшаве – на польский (по той же причине). Иногородним добираться до пунктов отправления самостоятельно. Дешевле и быстрее выйдет по итогу.
Максим ИВАНОВ, аналитик Белорусского института стратегических исследований
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.