240 лет назад, в 1783 году, было завершено строительство Огинского (его еще называли Телеханский, Большой Пинский) канала, соединившего бассейны Днепра и Немана, а также Выгонощанское озеро, одно из крупнейших на Белорусском Полесье. Еще в 30-40-х годах прошлого столетия по каналу курсировал колесный пароход «Sekunda»…
«Янтарный шлях»
Водная система юго-запада нынешней Брестской области широко использовалась в торговых связях древнерусских княжеств еще с X века. По рекам (дорог-то тысячу лет назад на нашей земле не было) проходил торговый путь из Балтийского в Черное море: Висла – Буг – Мухавец – Пина – Припять – Днепр. На территории Беларуси это был отрезок так называемого «янтарного шляха», который активно использовался вплоть до XVI века. Свое название он получил из-за янтаря, который поступал из Балтики через Полесье в Причерноморье. По этому же пути на юг шло скандинавское железо (лучшие мечи в раннем средневековье были у викингов), балтийская сельдь, изделия ремесленников.


Проблема была в том, что между некоторыми реками суда с грузом (например, из Мухавца в Пину) приходилось тащить по сухопутным «волокам». Именно с тех пор сохранились такие названия мест, как Муховлоки (мухавецкие волоки), Волока. Да и огромные болота мешали судоходству.
Сегодня на Брестчине самым знаменитым и действующим является Днепровско-Бугский канал. Но первым судоходным каналом в Беларуси был именно Огинский.
Инженер на Полесье
Идея проложить канал принадлежала Матею Бутримовичу (1745-1814 гг.). Это была незаурядная личность. Он сделал отличную служебную карьеру, занимал важные посты в Пинске. А еще был блестящим инженером и администратором. Именно он сумел разработать проект и осуществить огромный объем работ по строительству дорог, прокладке каналов, мелиорации болот полесского края в конце XVIII века.
Но если работы по мелиорации Бутримович мог в финансовом плане «потянуть» сам, то для прокладки 50-километрового канала по болотам ему требовалась поддержка. И он нашел ее в лице Михаила Казимира Огинского (1730-1800 гг.) – представителя богатейшего рода не только в Великом княжестве Литовском, но и во всей Речи Посполитой. Сам Михаил Казимир (М.К.) был великим гетманом (командующим всеми войсками) ВКЛ, меценатом, композитором, поэтом. Перед смертью он завещал свои владения еще одному М.К. Огинскому – Михаилу Клеофасу, автору знаменитого полонеза, который тоже был государственным и военным деятелем.
Магнат, гетман, просветитель
Буквально несколько штрихов к биографии человека, чье имя носит канал. Первый государственный титул (чашник ВКЛ) он получил в 14 лет, в 38 стал великим гетманом ВКЛ. Во Франции увлекся обольстительной Али Эмето, она же лже-княгиня Вальдомирская, она же лже-княгиня Тараканова, якобы законная претендентка на российский трон. К счастью для Михаила, дальше переписки дело не пошло. Его страстью была арфа, а еще он играл на скрипке, на кларнете, а арфу даже несколько усовершенствовал. В своем слонимском владении он основал типографию, театр, капеллу и балетную школу.
Пожалуй, лучше всего Михаила Казимира Огинского охарактеризовал непревзойденный знаток старинной культуры Беларуси Адам Мальдис: «В моем представлении Михаил Казимир Огинский – одна из самых сложных и противоречивых личностей в элите Белоруссии XVIII века. Уже само его определение выглядит парадоксально: в одном человеке совместились магнат, гетман, просветитель, театроман, поэт, композитор…» По мнению А. Мальдиса, оперная труппа Михаила Казимира Огинского была лучшей в то время в Речи Посполитой – что Варшава, что Вильнюс «отдыхали».
Екатерина II рассматривала его как претендента на польский трон (он был удостоен высшей награды Российской империи – ордена Андрея Первозванного), но венец императрица отдала Станиславу Августу Понятовскому. Кстати, оба были тесно связаны с могущественным родом Чарторыйских, одно из владений которых находилось в Волчине, ныне Каменецкого района. Понятовский и родился здесь, а Огинский женился на дочке магната Михала Чарторыйского Александре, свадьба состоялась в Волчине.
Именем Огинского
Строительство канала, названного в честь его инвестора, началось в 1765 году. В благодарность Михаилу Казимиру Огинскому на Варшавском сейме было даже принято решение установить в Виленском замке его статую. Кроме того, магнату были подарены местечко Логишин и деревня Мышковцы, доходы с которых должны были идти на строительство и поддержание деятельности канала – расходы оценивались в астрономическую по тем временам сумму 12 миллионов злотых.
Во время строительства проводилось благоустройство прилегающих территорий, очищение рек (даже Немана), мелиоративные работы. Уже в 1775 году начался сплав, но окончательно канал был построен в 1783 году. Гидротехнические сооружения представляли собой деревянно-земляные конструкции с 10 шлюзами. По обе стороны канала были проложены дороги для буксировки судов.
Путь длиной в полтора века
Огинский и Королевский (Днепровско-Бугский) каналы 150 лет были основой водного пути, соединившего Черное и Балтийское моря. В 1784 г. они были сведены в единую сеть, и первым по ней во главе флотилии с дарами Полесья королю прошел сам Матей Бутримович. Через Кобрин и Брест суда прибыли в Варшаву, где произвели настоящий фурор.
В основном по каналу от Немана до Припяти и обратно сплавляли лес и зерно. После вхождения территории в состав Российской империи канал модернизировали (1804 год).
В годы Первой мировой войны он был разделительной линией фронта между немецкими и российскими войсками и сильно пострадал. Был восстановлен во второй половине 1920-х годов, по нему, помимо весельных лодок, курсировал пароход. Но в годы Великой Отечественной войны канал вновь получил большие разрушения, а со строительством автодорог потерял свое хозяйственное значение. И начал зарастать, иногда даже на байдарке по нему трудно плыть.
«Ноев ковчег» на Полесье
Но! То, что канал не имеет хозяйственного значения, сегодня это только большой плюс. В обустройство вложить бы денег – и от туристов точно будет не отбиться. Уже давно действует ландшафтный заказник «Выгонощанский» (канал как раз и ведет к этому озеру). Это один из крупнейших лесо-болотистых массивов Европы (в первозданном виде!). Очень редкие растения, 220 видов птиц, крупные популяции бобров, волков, лисиц, куниц и прочих кабанов, оленей, лосей и так далее. В общем, «Ноев ковчег» на полесской земле.




Да и любителям истории есть на что посмотреть. Вдоль канала еще в начале 2000-х годов археологи обнаружили следы быта древнего человека. Сохранились фортификационные сооружения Первой мировой войны. В Логишине и Телеханах историко-архитектурные достопримечательности. Смотреть есть на что. Отдыхать можно с удовольствием. Но чуток денег на полное благоустройство пока нет. Но ведь появятся!
Александр ЗАНИН
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.