Известный советский фокусник Арутюн Акопян на выступлениях, совершая пассажи руками, говорил шуточное заклинание «ахалай-махалай». Криминальные фокусники новейшего времени обходятся как будто без волшебных слов, зато уважительно относятся ко всем наработкам индустрии высоких технологий. Специалисты из правоохранительных органов в целях профилактики мошенничества поделились с читателями деталями того, как работают с нами ловкие жучки интернета.
Введение
Можно назвать уже устоявшимися, закрепившимися в сфере криминально-мошеннических услуг два направления противозаконной деятельности с использованием цифровых устройств и систем. Это фишинг и вишинг. Английское, а не малоритское, скажем, звучание терминов обусловлено еще и тем, что страдают от мошенников «из виртуала» не только белорусы, но и другие европейцы.
Фишингом называются правонарушения и преступления, которые совершаются с использованием поддельных (фишинговых) интернет-сайтов. Полиглоты скажут: термин произошел от английского термина, обозначающего рыбную ловлю. И будут правы. Брат фишинга вишинг преследует те же алчные цели завладеть деньгами простака, только в дело идет мобильный телефон и банальный «развод» на деньги под предлогом защиты банковских счетов от внешних посягательств, помощи болеющим и т.п.
Самое удивительное в этом криминальном бизнесе не наглость мошенников, но какая-то патологическая доверчивость их потенциальных жертв. Возможно, когда мы покажем детали и схемы работы мошенников, хоть кто-нибудь призадумается. Причем не после того, как денежки со счета утекли, а – до…
1. Фишинг
Коробейники хай-тека
Возьмем два типажа Васю и Петю. Вася мошенник, Петя – добропорядочный покупатель. Вася размещает на интернет-площадке типа «Куфара» объявление о продаже какого-нибудь товара по очень выгодной для покупателя цене. Потенциальный покупатель Петя заинтересовался предложением Васи и вступил с ним в переписку во внутреннем чате площадки. Под различными предлогами Вася убеждает Петю продлить общение в мессенджере или в социальной сети.
Там Вася уговаривает Петю внести предоплату или оформить доставку. А чтобы развеять возможные Петины сомнения, сообщает о якобы новой услуге удержания (холдировании) средств, которая появилась на площадке. Это значит: если доставка товара не состоится, то торговая площадка автоматически вернет средства клиенту на карту. При этом Вася высылает Пете ссылку на поддельную страницу, которая имитирует официальную страницу торговой площадки или интернет-банкинга. Там Петя вводит данные своей банковской карты, а Вася, мягко говоря, стрижет купоны.
Есть в этом маневре и другая вариация. В ней персонажи меняются местами. На сей раз мошенник Вася выступает в роли покупателя, ну а Пете достается роль продавца. Итак, Вася на интернет-площадке с объявлениями находит продавца Петю и копирует его контактные данные. Затем ищет его в мессенджере или соцсетях и представляется заинтересованным покупателем. В ходе переписки Вася сообщает, что товар ему подходит и он готов даже совершить предоплату, нередко высылает скриншот электронного карт-чека о перечислении средств. Далее продавцу высылается ссылка на поддельную страницу, она выглядит как один из разделов официального сайта из перечня сайтов доставки (Яндекс, Европочта, Куфар. Доставка и пр.) или банка. То есть Пете надо ввести номер своей банковской карты, имя держателя ее, срок действия, cvv-код. И после этого Вася извлекает средства с Петиной карты.
«Левый» счет честного банка
Немало хитрецов работает в сфере интернет-банкинга. Система удобная для делового торопыги, но имеет лазейки и для Бендеров нашего времени. Как это работает? Злоумышленник создает интернет-сайт, схожий с официальным сайтом банка. У нас в стране чаще используются сайты АСБ «Беларусбанк» и «Белинвестбанка». «Левый» сайт регистрируется на доменное имя, созвучное с названием банка. Созданный таким способом фишинговый сайт появляется в числе первых при выдаче результатов поиска в системах Гугл и Яндекс. Этим злоумышленник и пользуется. Жертва часто не обращает внимания на то, что ссылка отличается от настоящей, переходит на поддельный сайт, там для авторизации в личном кабинете интернет-банкинга вводит логин и пароль доступа, затем код подтверждения авторизации.
Завладев этими данными, злоумышленник совершает похищение денег. С миру по счету, как говорится, голому – «Майбах».
Жертвы культурного досуга
Данный способ обирания граждан схож с предыдущим методом фишинга, но более изощренный и нацелен в основном на мужчин. Мошенник создает поддельный сайт мест отдыха и культурного досуга. Это могут быть театры, кинотеатры, кальянные… В отдельных случаях создают сайты и для менее распространенных случаев (фальшивый сайт такси Uber, к примеру). Затем в социальных сетях и мессенджерах, часто в Телеграм и ВКонтакте, создаются фейковые аккаунты девушек, которые в группах и каналах знакомств находят мужчин, знакомятся и в ходе общения предлагают сходить в театр или кино. Для онлайн-заказа билетов или бронирования мест жертвам предлагаются ссылки на поддельные сайты, переходя на которые те указывают реквизиты своих карт для совершения оплаты. Далее – понятно.
Отдельно придется упомянуть интернет-сайты, якобы предоставляющие, пардон, интимные услуги. Как правило, на самом таком сайте размещаются номера контактных телефонов, по которым можно сделать заказ. Однако ответа на звонок нет. Зато позже на мобильный телефон жертвы начинают постоянно звонить, на мессенджер писать неизвестные лица, но часто с кавказским акцентом. Они давят на жертву: мол, из-за его звонка «зависла касса» и требуют перевести по номеру карты или со счета определенную сумму денег для «разблокировки кассы». При этом угрожают физической расправой и самому романтику интима, и его близким.
2. Вишинг
Напомним: в этом виде развода добропорядочных людей на деньги основной инструмент преступников – сотовый телефон. Мошенники представляются выбранному в жертвы абоненту сотрудниками банка, милиции или Следственного комитета. В основном причина звонка – якобы несанкционированные операции с банковским счетом или оформление несанкционированного кредита на имя жертвы. При этом, что довольно интересно, в том числе и для сыщиков, мошенники знают имя и фамилию жертвы, могут иметь сведения и примерной хотя заработной плате. А еще для верности могут отправить фотографию якобы служебного удостоверения.
Важно запомнить! Настоящий сотрудник силовых структур никогда не будет отправлять фото своих документов через мессенджеры! При необходимости решения каких-либо вопросов сотрудник вызовет человека в отдел внутренних дел, по телефону ничего решать не будет. Тем более, предлагать штатскому гражданину поучаствовать в специальной операции.
Нередко мошенники говорят, что на их жертву оформлен несанкционированный кредит и для его погашения надо взять встречный кредит, после чего эти деньги зачисляются на указанные мошенниками якобы резервные счета. На самом деле после того, как жертва исполнит все указания подобных доброхотов, они перестают выходить на связь.
И снова важно! Настоящий сотрудник банка приглашает клиента к себе для решения каких-то вопросов. При подозрительной операции банк самостоятельно блокирует банковскую карту, но не будет решать по телефону возникшую проблему.
Отдельный и достаточно распространенный вид вишинга – сообщение о дорожно-транспортном происшествии. Об этой афере регулярно сообщают в средствах массовой информации, однако, напомним. В жертвы, как правило, выбираются люди в почтенном возрасте. Мошенник представляется родственником: дочь, сын, племянник, внук, говорит подавленным тихим голосом – типа, тоже пострадал в ДТП. Он сообщает, что по его вине произошла авария на дороге, есть пострадавший, он в больнице. Затем диалог с ошарашенным человеком продолжает другой злоумышленник, он представляется следователем или работником прокуратуры.
Он, в свою очередь, говорит: чтоб родственника не привлекли к уголовной ответственности, надо столько-то тысяч долларов (обычно 50 000). Они пойдут на возмещение вреда пострадавшему в ДТП. Далее лжеследователь почти в приказном тоне сообщает, что за деньгами сейчас подъедет водитель. И приезжает. При таком виде обмана мошенники давят на то, что надо действовать быстро, пока дело не завели по полной форме. Техника безопасности в таком случае достаточно проста: следует сбросить звонок и тут же перезвонить якобы попавшему в ДТП родственнику.
3. Социальные сети обмана
Если не считать причиненного такими действиями урона, забава по манерам почти детская. Мошенник взламывает интернет-страницы родственников или друзей и просит денег в долг, пожертвования на лечение детей, родственников. В нашем регионе чаще других используются площадки Одноклассники, ВКонтакте, Instagram. Первое и главное правило безопасности: если кто-то просит таким способом денег, следует созвониться с ним лично, а не решать вопрос по переписке или, тем более, не пересылать сразу деньги.
Другой способ. Получив незаконный доступ к персональному аккаунту пользователя, злоумышленник рассылает всем виртуальным друзьям пользователя просьбу под различными предлогами сообщить реквизиты банковской платежной карты. Это может быть фотоизображение или только номер и срок действия, иные реквизиты. При этом, хотя большинство школьников не имеют собственных банковских карт, но, желая помочь «другу», используют карты своих родственников или друзей. Иногда мошенники просят только номер мобильника и либо пытаются похитить деньги со счета на телефоне, или используют аппарат как промежуточное звено, направляя на этот счет чужие деньги, чтоб перевести их потом дальше.
Заманивание заработком
В социальных сетях постоянно мелькают объявления о простом и быстром заработке в сети. Как правило, это «p2p-торговля» или арбитраж криптовалют. Мошенник предлагает заработок без вложений денег и минимальные затраты времени. Затем происходит следующее. Под видом обучения потенциальную жертву добавляют в закрытый чат в мессенджере Телеграм. В чате состоят подставные участники, имитирующие активную и прибыльную деятельность в данной сфере. Мошенник убеждает жертву передать деньги или криптовалюту на «доверительное управление» с последующей выплатой прибыли, либо купить какой-то токен (крипто) на определенной криптобирже, чтобы в последующем перевести его на кошелек обменника и перепродать с выгодой на другой криптобирже. Кошелек обменника – это кошелек мошенника. При переводе на него денежных средств злоумышленник исчезает с активами потерпевшего, а закрытый чат перестает функционировать.
Простые правила безопасности
- вести общение с покупателем/продавцом только во внутреннем чате торговой площадки, нередко торговые площадки блокируют возможность перехода на поддельные ресурсы;
- уточнить у собеседника номер телефона, если он не указан в объявлении, а затем позвонить на этот номер, чтоб убедиться, что он реальный;
- если вам позвонили из банка, ни при каких обстоятельствах не сообщайте информацию о себе или своей банковской карте: настоящий сотрудник банка точно будет знать как минимум номер вашей карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию по телефону;
- уточните, с кем именно вы общаетесь, после чего прервите связь и позвоните на номер телефона, который отобразился у вас на экране телефона;
- если на вас оказывают давление угрозами, что через несколько секунд вы понесете финансовые потери, не верьте: это обычная уловка мошенников, чтобы ввести вас в состояние неуверенности;
- используйте отдельную банковскую карту для покупок в сети, на которой не хранятся деньги и на которую не поступает регулярный доход в виде зарплаты, стипендии или пенсии;
- не переходите по неизвестным интернет-ссылкам, которые предоставляются в ходе переговоров якобы для получения предоплаты или оформления доставки.
Подготовил Иван ОРЛОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.