«Управлять методами госплана невозможно»
Михаил Николаевич, Брестчину часто называют аграрной областью. Мне кажется, это определение морально устарело и в чем-то даже является психологическим тормозом. Как по-вашему?
Действительно, здесь есть некий элемент стереотипности. Почему аграрная? Доля сельского хозяйства в составе валового регионального продукта (ВРП) составляет лишь одну пятую. Все остальное — это промышленность, строительство, транспорт, сфера услуг. Другое дело, что агропромышленный комплекс (имею в виду не только сельское хозяйство, но и переработку) является доминирующей отраслью в большинстве районов Брестчины. Но ни по структуре ВРП и поступлениям в бюджет, ни по структуре занятости населения мы уже давно не являемся аграрным регионом. Да, в сельское хозяйство и в развитие деревни за последние десять лет были вложены очень большие деньги. Сегодня предприятия АПК столкнулись с проблемой закредитованности. Но в целом деревня на плаву. Есть очень успешные предприятия, которые являются локомотивом отрасли. Значит деньги были вложены не зря и уже начали приносить отдачу. Об этом свидетельствует хотя бы рост экспорта нашей сельскохозяйственной продукции. Основная задача на ближайшую перспективу, как мне представляется: доразвить село, сделав упор прежде всего на переработку, модернизацию консервных производств. Начало уже положено — в Малорите, Пружанах и других городах. Но по этому пути надо двигаться дальше.
Вы упомянули про рост экспорта продукции АПК. Но в других отраслях, прежде всего промышленности, он не просматривается. А на некоторых предприятиях экспорт упал в разы. Эта ситуация наверняка беспокоит и областные власти.
Да, беспокоит. Но если вы спросите о каких-то общих, единых рецептах, их нет и не может быть в принципе. Сегодня все понимают: управлять так, как в советские времена, методами госплана, унифицируя вся и все, невозможно. Нынешняя задача власти в другом: прежде всего в создании максимально благоприятных условий для развития экономики. Конечно, мы помогаем субъектам хозяйствования, и государственным, и частным, в плане организации выставок, презентаций, способствуем выходу предприятий и целых отраслей на международные рынки. Брестчина поставляет продукцию в десятки стран мира. Но, чтобы выходить на эти рынки, нужны современные подходы к управлению, маркетингу и т. д. Условно говоря, если «Савушкин продукт», или Брестский мясокомбинат, или тот же «Газоаппарат» уже адаптировались к работе в новых условиях, то есть немало предприятий, которые и близко к тому не подступались. С продукцией вчерашнего дня, с психологией вчерашнего дня никому не удастся закрепиться даже на белорусском рынке, не говоря уже о зарубежных. Это абсолютно точно.
«Нам надо взращивать свой бизнес»
То есть рост ВРП уже не догма, не «священная корова»?
ВРП и все другие показатели — лишь механизмы для осуществления главной задачи — повышения благосостояния граждан. Государственный интерес именно в этом. Он не может выражаться в цифрах, тем более каких-то усредненных.
А как же пресловутая средняя зарплата? По ней мы уступаем большинству регионов.
Уступаем. Это факт. Хотя Могилевскую и Витебскую области уже обошли. Но есть резервы. Да, у нас нет гигантов типа «Нафтана» или «Беларуськалия». Это, с одной стороны, минус, ибо влияет на уровень доходов населения. Но ведь, с другой, если подумать: когда три-четыре предприятия делают «погоду» в целом регионе, это ведь тоже не есть хорошо. Нужна более гибкая инфраструктура, призванная обеспечить стабильную работу экономики в целом. И здесь как раз малые и средние предприятия смотрятся более выигрышно. Чем их будет больше, тем лучше. Тем больше возможностей для создания новых рабочих мест и для маневра на случай возможных кризисов. Крупные заводы и холдинги всегда более уязвимы.
Кстати, а сколько сегодня в Брестской области предприятий, субъектов малого бизнеса? И сколько нужно для устойчивого развития, формирования стабильного бюджета, на ваш взгляд?
Сегодня малый и средний бизнес является одним из локомотивов экономики Брестчины. Всего у нас работают свыше 11 тысяч малых предприятий и 35 тысяч индивидуальных предпринимателей. Их доля в налоговых поступлениях составляет почти 30 процентов — второй показатель в стране после Минска и первый среди областей. Но потенциал, конечно, значителен. Чтобы таких субъектов хозяйствования стало больше хотя бы раза в два, нам надо взращивать свой бизнес, помогать ему по возможности. Кстати, только в этом году льготные кредиты таким субъектам предоставлены на общую сумму более 6 млрд рублей. А в сфере малого предпринимательства создано 558 новых предприятий и почти 10,5 тысячи рабочих мест. Основной проблемой здесь я считаю не засилье бюрократии, как у нас любят говорить, не налоговую систему, не законодательство (конечно, оно еще несовершенно, но постепенно адаптируется к современным условиям). Основная проблема в психологии. Наши люди по природе своей во многом еще советские. Они боятся новизны. Зачастую боятся брать на себя ответственность. Их приходится подталкивать к чему-то новому. И это надо делать. Но делать очень аккуратно, чтобы не спугнуть. Взять тот же малый бизнес. Многие предприниматели засиделись в торговле. Но ведь деловая активность не может сводиться только к «купи-продай». Нужно развивать и другие сегменты…
«Нам бы сотню таких Мошенских»
…Например, наукоемкие. Пока что доля инновационной продукции у нас не дотягивает даже до 2 %. Есть ли перспектива у того же технопарка, о котором много говорили в свое время?
Есть конечно. Но надо понимать, что технопарк — не столько здание, сколько идеи. Можно создать самые комфортные условия для инноваций, но они не появятся, если не будет достойных разработок. Сфер приложения на самом деле очень много. Это и очистка воды, и медицина, и биотехнологии, и производство рассады, минеральных удобрений, и много что еще. Но здесь нужен творческий подход, творческое, не инерционное мышление. Вот этого, к сожалению, не хватает зачастую. Нам нужны мозговые центры. Они могут создаваться при университетах, средних специальных учебных заведениях. Тем более есть хороший опыт творческих научных лабораторий в том же БрГТУ. Я готов лично поддержать все эти начинания, всячески помогать тем, кто хочет что-то сделать для развития Брестчины, ее экономической и инновационной инфраструктуры. Понимаете, нельзя все время кричать, что власть плохая, и при этом рассчитывать, что она совершит экономическое чудо. Не совершит, если сами мы в меру своих возможностей не будем в этом участвовать и что-то предлагать. В конце концов, смог тот же Михаил Мошенский вместе с сыном Александром развить вроде бы непрофильный для нашего региона бизнес — от маленького павильона по продаже рыбы до крупного холдинга. Нам бы еще сотню таких Мошенских, и экономика будет успешно развиваться.
А как вы оцениваете перспективы частно-государственного партнерства? На днях депутаты приняли в первом чтении соответствующий законопроект.
Пока частно-государственное партнерство только-только зарождается. Действительно, нам очень недостает нормативно-правовой базы. Принятие закона было бы очень кстати, тем более что у нас уже есть неплохие, довольно перспективные наработки в этом плане. Облисполком подготовил девять проектов для реализации на принципах государственно-частного партнерства. Приоритет пока отдается сфере туризма и экологии. В основном речь идет о реконструкции историко-культурных памятников, водозаборов, создании зон отдыха. К примеру, Брест ищет инвесторов для дальнейшей реконструкции Набережной, развития территории Брестской крепости и т. д. Ждем закона.
Михаил Николаевич, сегодня уже очевидно, что для устойчивого развития экономики необходимы перемены прежде всего в экономической политике. Сейчас эта тема широко обсуждается, в том числе на уровне правительства. Здесь, на мой взгляд, пока превалируют две крайности: от суперлиберальной концепции «все распродать» до консервативного «все оставить как есть». Можно ли найти некую «золотую середину»? И что нам делать с БЭМЗом и прочими бывшими флагманами, уже набившими оскомину своими «достижениями»? Наверное, их спасет только реструктуризация.
Как говорится, и те и другие страшно далеки от реальности. Это по поводу крайностей… Знаете, я не против продать БЭМЗ. Думаю, что и правительство, и Министерство промышленности были бы не против. Но сразу возникает вопрос: кто его купит? У нас пока нет достаточно платежеспособных бизнесменов, готовых вкладывать деньги в хронически убыточные предприятия и вытягивать их. Это факт. Поэтому продать не штука. Важен результат. А золотая середина наверняка есть. И я уверен, что мы ее найдем.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.