Как без значительного повышения тарифов на перевозки максимально сократить бюджетное финансирование? Проверка работы автопарков и троллейбусного парка Бреста и области, которую провели комитет госконтроля и прокуратура, показали: предприятия имеют резервы, чтобы снизить затраты, и эти резервы — в организации работы, сокращении расходов и борьбе с конкурентами.
Эффективность работы предприятий, осуществляющих городские и пригородные пассажирские перевозки, обсуждалась на совместной коллегии комитета госконтроля и прокуратуры Брестской области. Оба ведомства провели комплексные проверки этих предприятий, чтобы найти ответ на вопрос: как максимально сократить бюджетное финансирование? За прошлый год по Брестской области бюджетные дотации на эти цели составили почти 130 млрд рублей. Между тем перед предприятиями и местными органами власти ставится задача в перспективе уйти от бюджетного субсидирования пассажирских перевозок, а это возможно лишь за счет снижения затрат, уверены контролеры. Проведенные проверки показали, что резервы для такого снижения имеются.
Покупай и окупай
Сейчас на Брестчине дотируются пять организаций, занимающихся пассажирскими перевозками. Это «Брестоблавтотранс» с девятью филиалами, автобусные парки в Бресте (автопарк № 1), Барановичах и Пинске, а также Брестский троллейбусный парк. В 2015 году их затраты на выполнение городских и пригородных перевозок составили 571,2 млрд рублей. Из них 70,9 % (почти 405 млрд руб.) возмещены доходами от продажи билетов.
Показатель возмещения собственными доходами стоимости пассажирских перевозок на Брестчине самый высокий среди областей, а бюджетное субсидирование — самое низкое. Что не означает, что в этой сфере все идеально.
Охота на «зайцев» себе в убыток
Решением Брестского горисполкома в 2007 году создано предприятие «Брестгортранс». Численность работающих в нем — 177 человек, из них 79 — в контрольно-ревизионной службе. В прошлом году они выписали безбилетникам штрафов на 1,6 млрд рублей. А на выплату им зарплаты потребовалось 4,3 млрд рублей. Аналогичная ситуация в Барановичском автопарке, где в структуре расходов на общегородские и пригородные перевозки услуги контрольно-ревизионной службы (4,1 млрд руб.) заняли более 30 %.
Не менее интересная ситуация в филиалах ОАО «Брестоблавтотранс», где нет своих контрольно-ревизионных служб, например, в Каменце, Кобрине, Березе и Ивацевичах. Контроль за наличием у пассажиров проездных билетов осуществляется на основании договоров подряда с физическими лицами, которые… не наделены полномочиями для того, чтобы проверять и штрафовать. Эффект от их деятельности фактически нулевой. Однако на оплату услуг таких контролеров в 2015 году затрачено 500 млн рублей. Специалисты комитета госконтроля уверены, что уж на пригородных автобусах контроль за наличием у пассажиров билетов точно можно возложить на водителя.
Сколько рейсов нужно деревне?
Серьезный резерв к снижению затрат в комитете госконтроля видят в оптимизации маршрутной сети. В глубинке привыкли жаловаться на неудобные графики движения автобусов, а между тем фактически во всех районах области социальные стандарты по транспортному обслуживанию превышены в разы. Иногда — в десятки раз. Например, для д. Городняны Пружанского района, где живет около 200 человек, социальный стандарт по охвату транспортным обслуживанием составляет не менее 8 рейсов в неделю. Фактически через деревню с учетом проходящего транспорта и подвоза школьников выполняется… 196 рейсов. В д. Семеновщина Дрогичинского района — 376 рейсов при том же социальном стандарте. В Брестском районе через д. Цюприки с 45 жителями за неделю проходит 148 рейсов при нормативе четыре… Оправданно ли такое количество маршрутов на этих направлениях, если эти перевозки убыточны?
Конкуренты на дороге
Конкуренция со стороны частных перевозчиков тоже не способствует наращиванию доходов государственных автопарков. Только в Бресте частники, осуществляющие регулярные перевозки, используют 427 единиц транспорта, и 320 из них ежедневно работают на линии. В Гродно эта цифра значительно ниже (160 и 114 соответственно). По расчетам Брестского автопарка, чтобы отказаться от частных маршруток, городу нужно приобрести 36 автобусов. При этом среднемесячный рост затрат автопарка составит 2,7 млрд рублей, а доходы вырастут на 3,2 млрд. По мнению специалистов КГК, состав частных перевозчиков также требует оптимизации.
По оценкам контролеров, экономический эффект, который может быть получен от реализации предложений, составит порядка 60 млрд рублей в год.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.