Правительство не против структурных реформ в экономике, на которых настаивает Международный валютный фонд, но опасается утраты прямого контроля над финансовыми потоками и социального взрыва с непредсказуемыми последствиями, считают эксперты.
Международный валютный фонд (МВФ) готов работать над новой программой для Беларуси при условии, что белорусские власти отважатся на решительные структурные реформы в экономике.
Среди необходимых изменений — реформа реального сектора, реализация программы приватизации, изменение кредитной политики, необходимость повышения тарифов на услуги ЖКХ.
— МВФ не предлагает реформы. Он должен видеть программу реформ, которые начнут реализовывать белорусские власти, — поясняет экономист Александр Чубрик. — Структурные реформы — это изменения, направленные на повышение роли частного сектора, и смена принципов управления государственным сектором. Это меры, которые позволят стране в долгосрочной перспективе выйти из нынешнего состояния стагнации и перейти в состояние более-менее устойчивого роста.
По оценке Александра Автушко-Сикорского, аналитика Белорусского института стратегических исследований (BISS), который реализует проект «Рефорум» в поддержку Европейского диалога о модернизации, у представителей властей есть понимание необходимости проведения в стране структурных реформ. Однако не стоит рассчитывать, что они произойдут в скором времени.
Госпредприятия — это «черная дыра»
У белорусского правительства особые опасения вызывает реформа господдержки и кредитования по государственным программам, считает экономист Дмитрий Крук.
— По сути, это изменение системы распределения ресурсов в экономике. На мой взгляд, это наиболее важный пункт, который может в целом изменить логику и механизм функционирования белорусской экономики, — подчеркивает эксперт.
Система распределения ресурсов является краеугольным камнем современной белорусской экономической модели. МВФ предлагает, чтобы государство не влияло на политику банков и, соответственно, чтобы белорусские банки, в первую очередь «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Банк развития Республики Беларусь», не руководствовались настоятельными советами и прямыми распоряжениями правительства при выборе заемщиков, не предоставляли ресурсы на льготной основе.
— Существующая в Беларуси структура экономики основывается на том, что госпредприятия — это своего рода «черная дыра», которая оттягивает ресурсы у более эффективных частных предприятий, — поясняет Александр Чубрик. — Внутри группы госпредприятий менее эффективные косвенно субсидируются более успешными.
На это обращали внимание специалисты Всемирного банка в 2012 году в страновом экономическом меморандуме. Все стабилизационные попытки Нацбанка в значительной степени упираются в необходимость изменения существующей системы поддержки госпредприятий.
— В долгосрочной перспективе самостоятельность банков в принятии решений — большой плюс, но это может привести и к достаточно ощутимому шоку для белорусской экономики, — считает Дмитрий Крук. — Существующая в Беларуси система распределения ресурсов поддерживает на плаву предприятия, которые в нормальных условиях должны были бы либо реформироваться, либо закрыться.
Что касается приватизации крупных предприятий, то существенных мгновенных изменений в экономике она, по мнению эксперта, не вызовет.
— Это в какой-то мере символический шаг, потому что у нас часто топ-чиновники, в том числе и президент, говорят о том, что массовая приватизация не является выбором Беларуси, — говорит Дмитрий Крук. — Мол, мы показали, что госсобственность может работать эффективно.
К тому же тема приватизации в нынешней ситуации не очень актуальна.
— К сожалению, момент в значительной степени упущен, — считает Александр Чубрик. — На активы большинства белорусских госпредприятий сейчас нет большого спроса. Речь идет, скорее, о том, каким образом реструктурировать предприятия и как приватизация все это дополнит.
Александра Антонович
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.