Во вторник вечером пресс-служба Александра Лукашенко сообщила, что 20 апреля подписан указ № 154. Этим документом отменяют действие двух других указов:
№ 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» от 12 мая 2009 года;
№ 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты» от 31 июля 2018 года
По словам пресс-службы, таким образом удалось привести законодательство в соответствие с Законом № 36-З от 30 июня 2020 года «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля». Этот закон, который вступит в силу с 9 июля, вводит существенные изменения по валютному регулированию и контролю.
Например, гражданам разрешат открывать счета в иностранных банках, покупать акции и недвижимость за рубежом без согласования с Нацбанком. При этом будет введена обязательная регистрации некоторых валютных договоров (это коснется в том числе сделок по покупке недвижимости, ценных бумаг, экспортных и импортных контрактов, если они будут заключены с нерезидентами и превысят установленный потолок).
В законе также прописаны случаи, в которых правительство и Нацбанк могут вводить валютные ограничения на срок до одного года: в случае угрозы экономической безопасности страны, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики.
Прокомментировать ситуацию, а также высказать свой прогноз по поводу возможного состояния валютного рынка мы попросили нашего эксперта, доктора экономических наук Александра ЧЕРНОВАЛОВА:
«С одной стороны, указ № 154, как и сам закон, отменяет все ныне существующие валютные ограничения. Но с другой, он дает Нацбанку полномочия совместно с Совмином вводить валютные ограничения «в случае угрозы экономической безопасности, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики». Причем каких-либо ограничений на сами ограничения нет. Нацбанк может даже установить полный запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций.
Приведет ли это к проблемам с валютой в стране еще до 9 июля – пока сложно сказать. Опять же, многое будет зависеть от поведения игроков – как крупных (предприятий и компаний), так и более мелких. Вызвана такая мера, на мой взгляд, как волатильностью самого финансового рынка, так и общей ситуацией в экономике. Если, скажем, удар от западных санкций в отношении того же «Белнефтехима» и других экспортоориентированных белорусских предприятий окажется достаточно мощным, что совсем не исключено, валютные поступления в страну могут резко иссякнуть. Не будем получать валюту от продаж нефти — наступит коллапс. А валюта нужна для снабжения. Ее будут сохранять в стране. Так что я думаю, это такая попытка власти сыграть на опережение. Но тут ситуация может повернуться по-разному. Если пандемия летом пойдет на спад и границы придется открыть, боюсь, что 2011-й год вернется по полной. Тогда, если помните, в конце марта курсы продажи банками долларов и евро вновь «развели» для физлиц и юрлиц, как в 90- х. Для юрлиц, разумеется, дороже, а для личного накопления – не найти в обменниках. Действовал лимит на снятие валюты с карт-счета за границей – не более 25 евро в сутки. Кстати, указов для этой меры не потребовалось. Если в начале марта курс доллара составлял 3000 белорусских, то 16 июня доллар взял планку 5000 руб., а в ночь с 20 на 21 октября «прыгнул» с 5700 до 8700. Совокупная девальвация за 10 месяцев составила 189 процентов. При этом зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170-220 долларов. Существует сценарий, при котором в 2021 году все может быть мягче, но проблемы так или иначе будут нарастать. И ближе к концу года мы их почувствуем».
Справка «Вечерки»
Нацбанк совместно с Совмином смогут при необходимости ввести такие валютные ограничения:
• запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций;
• лимиты на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
• требование на получение спецразрешения у Нацбанка на валютные операции;
• обязательную продажу полученной юрлицами-резидентами иностранной валюты;
• ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.
Дмитрий ПЕТРОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.