Вода, какая бы она ни была – артезианская, речная или морская, тоже любит счет. А наша страна имеет приличный потенциал водных ресурсов, которые должны приносить экономический эффект. Об этом говорил заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин во время рабочей поездки по Брестчине, состоявшейся 22 июля.
Можно сказать, что этот самый экономический эффект от использования водного потенциала в нашем регионе уже прочувствовали. Еще совсем недавно на Днепровско-Бугском канале для поддержания необходимого уровня ежегодно сбрасывали вхолостую до 800 миллионов кубометров воды. Нынче же жидкую энергию используют для получения энергии электрической.
В рамках государственной программы развития малой энергетики на территории Брестчины запущена уже третья в каскаде канала мини-ГЭС – в Жабинковском районе. В торжественном открытии МГЭС на гидроузле «Залузье» приняли участие вице-премьер Анатолий Калинин и министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо.
Кстати, две первые мини-гидроэлектростанции – «Дубой» в Пинском районе и «Кобрин» – уступают жабинковской МГЭС в мощности. В Залузье применена австрийская турбина, вырабатывающая 170 киловатт в час. «Был пробный запуск, – рассказывает главный инженер РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Иван Линко. – И результаты превзошли все наши ожидания, турбина выдала более 190 киловатт!» По словам специалиста, срок окупаемости этого проекта – восемь лет. Собственное потребление рассчитано на 5 киловатт-часов, остальная же дешевая энергия начнет поступать в единую энергосеть.
Слово «дешевые» в тот день звучало десятки раз. Оно и понятно, в нынешней экономической ситуации следует не семь, а десять раз прикинуть, прежде чем что-то сделать. Сегодня, по словам вице-премьера, большие надежды возлагаются на развитие белорусской системы водных путей. И малая энергетика – не единственное запланированное направление в этой сфере. Не секрет, что ожидаемые тарифные изменения на железнодорожные перевозки (по условиям Таможенного союза в январе 2013-го тарифы будут увеличены) положительно повлияют на интерес к водному транспорту. Так что самое время расчистить фарватер для альтернативы железным дорогам.
– Мы должны развивать нашу систему водных путей, в том числе – построить порт в Мозыре, который соединит белорусские реки и Черное море. Будет возможность транспортировать наши нефтепродукты и калийные удобрения, – сказал Анатолий Калинин.
Иван Щербо отметил, что есть немало резервов и для развития водного туризма. «Мы сохранили судостроительную базу, у нас есть замечательные опытные кадры для того, чтобы обеспечить и это направление. Работаем мы над проектом соглашения с Польшей – по открытию судоходства, с комиссией по транспорту ЕС. Вопросов много, но тема эта востребована самой жизнью».
Вице-премьер и министр транспорта также посетили гидроузел «Тришин», один из главных объектов Днепро-Бугского водного пути. Сейчас здесь продолжается строительство нового шлюза. В декабре 2011-го вместо старых деревянных конструкций 1940 года выпуска появятся железобетонные.
Не обошли вниманием и уникальное кобринское гидросооружение. Здешний шлюз рассчитан на двойную нагрузку, тут самый большой перепад воды, он составляет почти 6 метров! А завершилась рабочая поездка Анатолия Калинина и Ивана Щербо на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе, где говорили не только о текущих проблемах, но и о задачах на ближайшее будущее.
![]() |
Баржа с сухогрузом готовится к шлюзованию в Кобринском гидроузле. |
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.