Юрий Васильевич, как управление строит работу, с учетом сложившейся ситуации на рынке и в торговле?
– Скажу так: важен результат, который складывается в результате этой работы. То, что касается потребительского рынка и цен, то мы ведем регулярный мониторинг торговых объектов. С одной стороны, важно снизить «прессинг» на бизнес, с другой – есть требования законодательства, которые необходимо соблюдать. Если находим нарушение, выдаем рекомендацию. Добросовестный субъект хозяйствования незамедлительно ее выполнит и, как правило, не получит никаких санкций.
Исходя из этого, в целом видим ситуацию – изменения и тенденции. Эту информацию анализируем, отправляем в центральный аппарат. В итоге принимаются определенные решения.
В последнее время ситуация с ценами изменилась?
– Был период, когда не отмечалось внешних вызовов и других факторов, которые сильно влияли бы на экономику. Все работали в условиях определенной свободы действий. Но с начала «ковидных времен» многое изменилось. В бизнесе стали появляться определенные «перекосы». Сказать, что это всегда спекуляции, – тоже неверно. Но необходимость в некоторых случаях «придержать» цены возникла. Определенные субъекты оказались в ситуации, когда их бизнес стал менее доходным. Как мне представляется, неправильно дать возможность зарабатывать только за счет повышения цен. Не должны пострадать ни покупатель, ни производитель, ни торговля в целом. Нагрузку нужно распределить равномерно.
Можно сказать, что в целом регулирование является точечным. Например, в прошлом году был период, когда нужно было «корректировать» цены на маски и дезсредства. Теперь такая необходимость отпала. На повестке дня появились другие вопросы.
Особое внимание, как прежде, уделяется социально значимым товарам?
– Нужно понимать, что нет одного жесткого «и на всю жизнь» списка таких товаров. Законодательством предусмотрено, что правительство может определять перечень социально значимых товаров, цены на которые могут регулироваться. Да и покупательские предпочтения, предложения производителей меняются. Если 20 лет назад на полках был просто хлеб, то сейчас большое разнообразие по сортам и качеству. И только «простой хлеб», без каких-либо добавок и наполнителей, можно назвать социальным. Или кулич. Он является социально значимым?.. На эти вопросы сразу и не ответишь. Поэтому в нормативно-правовых актах дается четкое определение и классификация: что относится к социально значимому ассортименту, а что нет. Прежде всего уязвимы с экономической точки зрения пенсионеры, люди с невысокой заработной платой и т.д. И для них изменение цен на товары первой необходимости будет восприниматься болезненно. Хотя у каждого покупателя этот порог свой. Понятно, что дорогой сыр «с плесенью» сюда не будет входить.

Есть случаи, когда субъекты хозяйствования или торговли открыто нарушают правила?
– Цены сейчас под самым пристальным вниманием. Мы их постоянно мониторим, взаимодействуем с исполкомами, профсоюзами, депутатами, получаем сигналы от граждан. При выявлении значительного роста запрашиваем информацию с приложением копий подтверждающих документов на тот или иной товар. Например, в прошлом году мы проанализировали более 2600 товарных позиций разных субъектов хозяйствования: розницы, оптовиков, перерабатывающих предприятий, сельхозпроизводителей. Некоторым было направлено более десятка запросов. На самом деле процент выявленных нарушений не очень большой. Но такие случаи бывают. У некоторых они повторялись. В результате должностные лица привлечены к ответственности. Но анализ нарушений показывает, что они допущены скорее из-за недопонимания отдельных норм законодательства.
Многие заметили повышение цены на сахар. Он относится к социально значимым товарам. Почему это возможно?
– Потребление сахара (так же, как и ряда других бакалейных товаров, допустим, муки) в последнее время резко выросло. Его стали вывозить за пределы страны. Когда разница в цене двукратная, всегда находятся те, кто захочет заработать. Конечно, это больше касается приграничья с Россией. Но в ситуации, когда «все скупают», каждый стремится взять еще. В результате вместо полутора килограммов в месяц покупатель берет три. По стране это выливается в немалые цифры. Поэтому подорожание сахара – вынужденная мера.
Что можно сказать о лекарствах?
– Цены на медикаменты регулируются давно. И этого никто не отменял. Если некоторые продукты «уходили на свободу», то лекарства – нет (кроме БАДов и т.п.). И если на дешевые лекарства законодательство предусматривает более высокую торговую надбавку, то на дорогие – минимальную. И это касается всех: производителей, импортеров, оптовиков и розницы. Хотя даже белорусские производители не всегда на сто процентов используют отечественное сырье. А о колебаниях курсов валют тоже все знают. Тем не менее, нужно объективно просчитывать и оценивать.

Значит, регулирование цен – необходимость?
– Важно понимать, что любой социально значимый товар находится в зоне пристального внимания. Это не значит, что на него раз и навсегда зафиксирована определенная цена. Не всегда одним регулированием можно обеспечить всех тем или иным товаром. Причем по определенной цене. Есть еще и законы рынка. Цена всегда уравновешивает спрос и предложение. И в ситуации, когда спрос начинает значительно доминировать, возникает вопрос: насколько правильно и возможно сдерживать цену? Регулирование необходимо, но нельзя создать ситуацию, когда товар просто исчезнет с полок. Поэтому и меняются цены. Но процесс этот носит объективный характер. Наша задача – не допустить прежде всего необоснованного их роста.
При этом прямое регулирование – один из способов стабилизации цен. Но можно решать ситуацию и путем диалога. В условиях нестабильности некоторые боятся понести убытки и не рассчитаться за товар без поднятия стоимости. Поэтому и закладывают риски в цены. А еще каждый смотрит на конкурента. Но, видя, что поведение некоторых игроков не совсем корректно, можно спросить: «А почему? Давайте посчитаем». И выясняется, что предпосылки для роста цен, курсовая разница валют уходят. Сегодня уже четко видно, куда движется ситуация. Поэтому путем диалога, определенных рекомендаций можно убедить участников рынка снизить цены. МАРТ провел встречи с торговыми организациями. Удалось добиться снижения цен на моторные масла и фильтры, шины, телевизоры, холодильники и стиральные машины.
Также нужно понимать, что не все цены на товары вернутся в «исходную» позицию. Нарушение экономических связей, поставок, логистики не могут не сказываться. И наша главная задача, повторюсь, привести рынок к тому, чтобы не было спекуляций и злоупотреблений.
Будут ли расти цены в будущем?
– Граждане должны знать, что ситуация на потребительском рынке – на постоянном контроле. Мы принимаем все меры, чтобы не допустить необоснованного роста цен. Но если возникают вопросы, всегда можно обратиться в МАРТ. Потребитель получит разъяснения. Опять же, информация от населения – один из важных моментов в нашей работе. Хотя понятно, что мы стараемся работать на упреждение.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.