20 ноя / 2019

Ребус для автопарка: чтоб билет не дорожал и бюджет не пострадал

31 мая 2016

Как без значительного повышения тарифов на перевозки максимально сократить бюджетное финансирование? Проверка работы автопарков и троллейбусного парка Бреста и области, которую провели комитет госконтроля и прокуратура, показали: предприятия имеют резервы, чтобы снизить затраты, и эти резервы - в организации работы, сокращении расходов и борьбе с конкурентами.    

Эффективность работы предприятий, осуществляющих городские и пригородные пассажирские перевозки, обсуждалась на совместной коллегии комитета госконтроля и прокуратуры Брестской области. Оба ведомства провели комплексные проверки этих предприятий, чтобы найти ответ на вопрос: как максимально сократить бюджетное финансирование? За прошлый год по Брестской области бюджетные дотации на эти цели составили почти 130 млрд рублей. Между тем перед предприятиями и местными органами власти ставится задача в перспективе уйти от бюджетного субсидирования пассажирских перевозок, а это возможно лишь за счет снижения затрат, уверены контролеры. Проведенные проверки показали, что резервы для такого снижения имеются.

Покупай и окупай

Сейчас на Брестчине дотируются пять организаций, занимающихся пассажирскими перевозками. Это «Брестоблавтотранс» с девятью филиалами, автобусные парки в Бресте (автопарк № 1), Барановичах и Пинске, а также Брестский троллейбусный парк. В 2015 году их затраты на выполнение городских и пригородных перевозок составили 571,2 млрд рублей. Из них 70,9 % (почти 405 млрд руб.) возмещены доходами от продажи билетов.

Показатель возмещения собственными доходами стоимости пассажирских перевозок на Брестчине самый высокий среди областей, а бюджетное субсидирование - самое низкое. Что не означает, что в этой сфере все идеально.

Охота на «зайцев» себе в убыток

Решением Брестского горисполкома в 2007 году создано предприятие «Брестгортранс». Численность работающих в нем - 177 человек, из них 79 - в контрольно-ревизионной службе. В прошлом году они выписали безбилетникам штрафов на 1,6 млрд рублей. А на выплату им зарплаты потребовалось 4,3 млрд рублей. Аналогичная ситуация в Барановичском автопарке, где в структуре расходов на общегородские и пригородные перевозки услуги контрольно-ревизионной службы (4,1 млрд руб.) заняли более 30 %.

Не менее интересная ситуация в филиалах ОАО «Брестоблавтотранс», где нет своих контрольно-ревизионных служб, например, в Каменце, Кобрине, Березе и Ивацевичах. Контроль за наличием у пассажиров проездных билетов осуществляется на основании договоров подряда с физическими лицами, которые... не наделены полномочиями для того, чтобы проверять и штрафовать. Эффект от их деятельности фактически нулевой. Однако на оплату услуг таких контролеров в 2015 году затрачено 500 млн рублей. Специалисты комитета госконтроля уверены, что уж на пригородных автобусах контроль за наличием у пассажиров билетов точно можно возложить на водителя.

Сколько рейсов нужно деревне?

Серьезный резерв к снижению затрат в комитете госконтроля видят в оптимизации маршрутной сети. В глубинке привыкли жаловаться на неудобные графики движения автобусов, а между тем фактически во всех районах области социальные стандарты по транспортному обслуживанию превышены в разы. Иногда - в десятки раз. Например, для д. Городняны Пружанского района, где живет около 200 человек, социальный стандарт по охвату транспортным обслуживанием составляет не менее 8 рейсов в неделю. Фактически через деревню с учетом проходящего транспорта и подвоза школьников выполняется... 196 рейсов. В д. Семеновщина Дрогичинского района - 376 рейсов при том же социальном стандарте. В Брестском районе через д. Цюприки с 45 жителями за неделю проходит 148 рейсов при нормативе четыре... Оправданно ли такое количество маршрутов на этих направлениях, если эти перевозки убыточны?

Конкуренты на дороге

Конкуренция со стороны частных перевозчиков тоже не способствует наращиванию доходов государственных автопарков. Только в Бресте частники, осуществляющие регулярные перевозки, используют 427 единиц транспорта, и 320 из них ежедневно работают на линии. В Гродно эта цифра значительно ниже (160 и 114 соответственно). По расчетам Брестского автопарка, чтобы отказаться от частных маршруток, городу нужно приобрести 36 автобусов. При этом среднемесячный рост затрат автопарка составит 2,7 млрд рублей, а доходы вырастут на 3,2 млрд. По мнению специалистов КГК, состав частных перевозчиков также требует оптимизации.

По оценкам контролеров, экономический эффект, который может быть получен от реализации предложений, составит порядка 60 млрд рублей в год. 

Елена Трибулева

2392
2
Дмитрий
06.06.2016 09:48
ответить ответить с цитатой
"Специалисты комитета госконтроля уверены, что уж на пригородных автобусах контроль за наличием у пассажиров билетов точно можно возложить на водителя"
Плохая идея. Водитель должен отвечать за безопасность пассажиров при транспортировке, а не отвлекаться на сбор дани. Так могут и нервы сдать, что в Минском пригороде не так давно случалось.
ИГОРЬ
01.06.2016 00:25
ответить ответить с цитатой
а что тут думать - коммерческий автобус №50 выгодный -а автопарк убыточный а решение тут простое -во всех гос организациях на 100 человек рабочих приходится 150 офисного планктона -как в той поговорке -один с сошкой а семеро с ложкой ......сократите бездельников и все будет у вас хорошо ....

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Он составит в среднем 231,83 рубля вместо нынешних 230,91... Об этом сообщил во вчерашнем...
663
Об этом сообщил на заседании Брестского облисполкома начальник главного финансового...
488
«Плюс» за январь-сентябрь составил весомые 26,5 млн рублей Это на 7% больше, чем...
734
Настоящим, «классическим» белорусским картофелем называют сорт «Лилея»...
4842
Вы владеете недвижимостью?











Ответить