19 ноя / 2019

Леонид ЯНКОВИЧ, председатель правления облпотребсоюза: «Сейчас мы переживаем изобилие»

23 января 2017

Брестский облпотребсоюз – одна из самых крупных организаций Бреста и Брестчины. В ней трудится 13 тысяч 800 сотрудников. Облпотребсоюз сегодня – это не только торговля, общепит, но и заготовки, производство, внешнеэкономическая деятельность, рынки, услуги. Пока никто не может подменить давно выстроенную структуру, особенно в районах и сельской местности. Но потребкооперация тоже не стоит на месте, руководство и работники ищут новые формы сотрудничества и обслуживания населения. Где-то, в глубинке, увы, не удается избежать закрытия магазинов, но на выручку приходят автолавки. А еще здесь активно занимаются экспортом и не теряют надежду оживить работу Варшавского рынка в Бресте. Обо всех тонкостях и слагаемых экономики организации и ее пайщиков журналисту «Вечернего Бреста» рассказал председатель правления облпотребсоюза Леонид Янкович.  

Фото Сергея Мощика

Леонид Степанович, чем живут облпотребсоюз, его структурные подразделения? Время меняет подходы? 

– Основные задачи и функции, которые выполняет потребительская кооперация, не меняются. Главная цель нашей работы – обслуживание населения. Преимущественно в сельской местности. Ведь там находится 1,2 тысячи наших объектов, или 70 процентов от всего количества. С учетом такого положения и строится наша работа. Хочу отметить, что в настоящее время торговля занимает 70 процентов в объеме деятельности. Что касается производств, то они, конечно, видоизменились за последние годы. У нас проходит серьезная модернизация мясопереработки, хлебопечения, других направлений в работе. В том числе возобновляем традиции белорусской народной кухни и т. д.

Так называемый общепит по-прежнему ваше детище и не пришло ли время его видоизменить?

Фото Сергея Мощика– Общепит, можно сказать, самое сложное направление в нашей работе. Некоторые объекты не собирают большого количества посетителей, кроме как в летнее время. И мы пытаемся изменить там ситуацию. Эти объекты не закрываем, особенно в райцентрах и агрогородках. Иные перепрофилируем в пиццерии и кофейни. Высвободившихся работников стараемся задействовать в цехах по выпуску пельменей, голубцов, теста и иных полуфабрикатов. А где абсолютно нет отдачи от таких точек, сохраняем как залы торжеств. И там проходят разовые мероприятия по заявкам.

В отдаленных деревнях приходится закрывать некоторые магазины? 

– К сожалению, процесс этот необратим, хотим мы того или нет. Такие факты есть и, видимо, будут. Одна из причин – старение сельского населения. Магазины мы закрываем исключительно в тех случаях, если выручки недостаточно даже на зарплату продавца. В некоторых деревнях, случается, на зиму закрываем магазин, а летом открываем. Но в любом случае советуемся с местным населением, районной и областной властью и только после этого принимаем окончательное решение. Если такое случается, переходим на обслуживание автолавкой. Делаем это не в ущерб населению, но вынуждены применять и такие подходы по экономическим соображениям. В этом году пришлось закрыть около 20 магазинов.

Несколько лет назад крупные торговые сети «грозились» также прийти на село, даже в небольшие деревушки в виде автолавок. Случилось ли это и составили ли они вам конкуренцию? 

– В области пока есть только один такой пример – в Жабинковском районе. Там параллельно с нами работают автолавки «Евроопта». Других аналогов в брестском регионе пока нет. Что касается автолавок облпотребсоюза, то их в настоящее время 80. С их помощью обеспечиваем продуктами более тысячи населенных пунктов на Брестчине. В среднем одна автолавка обслуживает 15-20 деревень. Мы не зарабатываем на этом дивидендов, не имеем большой экономической выгоды. Это больше социальная нагрузка. Так уж сложилось, что на нас возложена эта функция. Что касается «Евроопта», то мы нормально уживаемся, не имеем друг к другу никаких претензий. 

Как работают цеха переработки, заморозки, есть ли проблемы с развитием материальной базы? 

 – Объемы наши в этой части очень серьезны. Среди лучших райпо по мясопереработке и национальным (местным) рецептам и традициям я бы назвал Березовское, Ивацевичское, Ивановское (особенно д. Мотоль), Пружанское,  Пинское, Столинское потребительские общества. Брестский облпотребсоюз уже два года лидирует по поставке продуктов мясопереработки на экспорт. На втором месте – заготовка и экспорт дикорастущих плодов и ягод. В этом году мы собрали небывалый урожай черники: без малого тысячу тонн. Ни одна область в стране столько не заготовила. И основную долю – более 600 тонн «черной ягоды» – мы отправили на экспорт. А также большое количество овощей. В общем объеме за 10 месяцев нынешнего года заработали от экспорта более 7 миллионов долларов.

В вашу структуру входит Брестский центральный рынок. Правда ли, что он претерпит изменения или может быть перенесен в район Варшавского шоссе? 

– Насколько мне известно, пока нет конкретных решений на сей счет со стороны городских или областных властей. Я думаю, центральный рынок как работал, так и будет работать. Возможно, вокруг рынка будет проводиться какая-то работа, чтобы решить вопрос перезагруженности. Понятно, что это центр города и транспорта собирается очень много. 

Скажу честно, на сегодняшний день сложно активизировать работу Варшавского рынка. Там пока нет той привлекательности, которую бы хотел видеть покупатель. Однако строительство жилья и открытие новых торговых центров в этом районе дают надежду, что нам все же удастся оживить его работу. Ввиду отсутствия необходимых финансовых средств мы вынуждены были принять решение, что с 1 декабря как отдельное структурное подразделение Варшавский рынок прекратил свое существование и стал структурным подразделением Брестского центрального рынка. Это сделано для того, чтобы на «Варшавку» можно было направить больше финансовых средств. Других изменений пока нет. 

Вообще, мы хотим сделать Варшавский рынок универсальным, чтобы там были непродовольственные, продовольственные, хозяйственные товары, автозапчасти и многое другое. И уже применяем такие предложения, чтобы они были интересны как торгующим, так и покупателям. 

Когда-то существовали книжки пайщиков. В них вносились дефицитные товары, которые непросто было приобрести, а также накопления, бонусы и т. д. Пайщики вашей организации имели определенные привилегии. Эта система канула в Лету или имеет современное продолжение?

– В такой системе, в общем-то, и заложена изначальная суть потребительской кооперации. Она представляет собой объединение пайщиков. Постоянно проходит их перерегистрация, есть паевые взносы и паевой фонд. И каждое райпо вносит в него свою лепту. Поэтому такая система никуда не ушла, и накопленные деньги не пропали. Они аккумулируются на лицевом счете каждого пайщика. И любой желающий может их забрать. Правда, не думаю, что есть смысл делать это сейчас. Накопленные средства работают на «экономику» потребкооперации. Пайщиками, как правило, являются все наши работники, но не только. 

Раньше действительно пайщик имел определенные преимущества. Например, первостепенное право на приобретение товаров, которые имелись в ограниченном количестве. Но это ушло в прошлое, и слава Богу, что так произошло.

Кроме того, в потребкооперации есть своя система подготовки кадров. И у пайщиков осталось преимущественное право получить, например, направление на обучение за счет средств нашей организации. Так что паевые книжки, образно говоря, выбрасывать ни в коем случае нельзя… 

Так кто такой пайщик? 

– Пайщик участвует в управлении организацией. И все в потребкооперации начинается именно с него. На местах пайщики выбирают уполномоченных, уполномоченные участвуют в собраниях, принимают решения. В том числе по стратегии развития, строительству объектов и т.д. Через пайщиков происходит управление на районном, областном и республиканском уровнях. 

В настоящее время наша вышестоящая организация – Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз) работает над тем, чтобы права и возможности пайщиков поднять на новый уровень, повысить их статус. Вплоть до того, чтобы закрепить право собственности, долю пайщика в той или иной форме. Вопрос находится в работе, и, думаю, в этой части будут серьезные изменения. Возможно, форма будет приближена к той, которая существует в акционерном обществе. 

Леонид Степанович, какие проблемы беспокоят вас как руководителя?

– Основная наша проблема сегодня, как ни странно, торговля. Она – лицо экономики, зеркало всей нашей работы. Есть такая шутка: пережили голод, переживем и изобилие. Так вот, сегодня мы «переживаем» это изобилие. Повсеместно достаточно товара, и все наши усилия направлены на привлечение покупателя в условиях конкуренции. А этого нельзя достичь без приемлемых цен, акций, рассрочки платежа и т.д. Сегодня из этого тоже складывается привлекательность того или иного торгового объекта. И именно на это направлена наша работа: чтобы товара было достаточно, чтобы он был качественным и самое главное – по конкурентным ценам. Тот, кто сейчас имеет такой товар, тот и выигрывает. 

Ну и проблема кадров массовых профессий в нашей системе тоже, к сожалению, имеет место. Особенно на селе. Средняя зарплата в нашей торговле – 460 рублей. Где-то ниже, где-то выше… 

Сталкивается ли облпотребсоюз с проблемой расчетов или неплатежей? 

Это очень серьезная проблема и для нас. В условиях, когда покупательский спрос падает, объемы реализации тоже снижаются. К сожалению, в этой ситуации не многие поставщики идут на увеличение сроков платы за приобретенный товар.

Ситуация такая, что товар, который раньше покупатель раскупал, условно, за 20 дней, теперь продается 36 дней. Получается, нам надо платить за товар раньше, чем мы его продаем. Вот в этом кроется большая проблема. Но надеемся, ситуация будет меняться в лучшую сторону. Мы много работаем в этом направлении. 

Как считаете, «революция» в потребкооперации нужна? Одно время вообще говорили, что данная система изжила себя...

– Возможно, какие-то структурные преобразования и нужны. Но мы не стоим на месте. Процесс оптимизации и реформирования идет постоянно. Задачи, которые стояли перед нашей организацией десятки лет назад, стоят и сегодня. О серьезных переменах можно говорить тогда, когда есть чем заменить. Пока альтернативы нет. Поэтому, считаю, ничего не надо выдумывать и этим создавать дополнительные проблемы для населения, особенно сельского. Практика других стран СНГ показывает, что там, где ликвидировали систему потребкооперации, появились серьезные пробелы в части обеспечения сельского населения, закупа излишков выращенной продукции и т. д. К счастью, у нас в стране и области все хорошо понимают роль потребкооперации, и этим формируется хорошее отношение к нам. Грех жаловаться на поддержку и понимание на всех уровнях. Нам доверяют и помогают. Есть все, что нужно для плодотворной работы. А остальное зависит только от нас самих. 

Фото Сергея МОЩИКА


3610
2
Меня это радует (50%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (50%)
Меня это злит (0%)
Леонид
27.01.2017 20:18
ответить ответить с цитатой
Рядом, в Польше, уже давно нет райпо. Интересно как там выживает без них сельское население?
Станислав
24.01.2017 09:45
ответить ответить с цитатой
Безусловно, полезная организация, с широко развитой структурой управления - дает большое количество рабочих мест.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Он составит в среднем 231,83 рубля вместо нынешних 230,91... Об этом сообщил во вчерашнем...
655
Об этом сообщил на заседании Брестского облисполкома начальник главного финансового...
482
«Плюс» за январь-сентябрь составил весомые 26,5 млн рублей Это на 7% больше, чем...
727
Настоящим, «классическим» белорусским картофелем называют сорт «Лилея»...
4835
Вы владеете недвижимостью?











Ответить