22 ноя / 2019

Контрабанда в вагонах с лесом – кто платит штрафы, а кто снимает сливки?

28 марта 2016

Экспорт леса, приносящий в государственную казну драгоценную валюту, все чаще оборачивается большой головной болью для отечественных лесхозов. Причиной тому крупные партии контрабандных сигарет, которые пограничные и таможенные службы то и дело находят в вагонах с лесом.

Речь идет о «закладках» на огромные суммы: только в одном из вагонов при досмотре в Бресте было обнаружено в тайнике сигарет на 20 тысяч долларов. В лесхозах заявляют, что не имеют к контрабандному товару никакого отношения. Однако именно их суды признают виновными в «покушении на перемещение товаров через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля» и подвергают многомиллионным административным штрафам. Некоторые из лесхозов в Брестской области поплатились за контрабандный табак уже дважды.

Закладка в вагоне с лесом - короба с табачной продукцией.

ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ

В июне прошлого года на станции Брест-Западный при досмотре груженных лесом вагонов, предназначенных для отправки в Польшу, был обнаружен тайник с 79 коробами, в которых таможенники насчитали 39 500 пачек сигарет производства фабрики «Неман» на сумму около 320 млн рублей. Все - с акцизными марками. Так как экспортный товар «балансы сосновые» принадлежал Брестскому лесхозу, виновным признали его. Суд назначил предприятию штраф в размере 300 базовых величин (на тот момент 54 млн рублей). Еще почти 11 млн присудил уплатить инженеру, поставившему свою подпись в сопроводительных документах. И предприятие, и инженер пытались опротестовать решение суда, но ничего не добились.

В свою защиту признанная виновной сторона приводит несколько доводов, из которых наиболее весомым представляется следующий: по договору с лесхозом загрузку вагона осуществляет индивидуальный предприниматель. Так было и с вагоном, в котором был обнаружен тайник с контрабандой. Утром 8 июня на станции Закрутин предприниматель начал загружать в вагон лес, который подвозил водитель лесхоза, к 16.30 закончил. К тому же, и это подтверждается очевидцами, к вагону несколько раз подходила дежурная по станции, в должностные обязанности которой входит контроль за погрузкой. Между тем для организации тайника требуется из штабеля бревен «вырезать» около 7 кубов леса, загрузить короба с сигаретами и прикрыть тайник, сымитировав полный штабель специально заготовленными чурками. То есть операция требует специального инструмента, людей и времени. Сделать это среди бела дня, в зоне видимости жилых домов и непосредственной близости от проходящих мимо поездов было бы весьма проблематично.

Итак, «ипэшник» завершил загрузку. После этого он отзванивается инженеру лесхоза, сообщает все данные, и тот в оперативном порядке готовит бумаги для таможенного оформления. В Брестском лесхозе подчеркивают: в должностные обязанности инженера не входит контроль за погрузкой и тем более проверка вагонов на наличие возможных тайников. Он даже не выезжает на станцию. Кроме того, качество погрузки проверяет дежурная по станции, которая ставит в бумагах свою подпись. С момента фактической передачи вагонов с грузами железнодорожной станции по памятке сдачи-приемки обязанности охраны груза в вагонах несет железная дорога. То есть в 16.30 8 июня вагон с лесом перешел в зону ответственности БелЖД, считают в лесхозе. А 10 июня в вагоне был обнаружен тайник с контрабандой.

«НЕЧИСТАЯ СИЛА ПОРАБОТАЛА»

Тут надо учитывать еще один момент: загруженный вагон не отправляется для таможенного оформления сию же минуту. Вагон на станции Закрутин простоял, по информации Брестского лесхоза, до следующего утра, после чего его доставили в Малориту, где он пробыл еще сутки. И только к исходу третьего дня его пригнали на станцию Брест-Западный.  Не исключено, что во время этих долгих перегонов вагон оказался в каком-то тупике, скрытом от любопытных глаз. Однако железная дорога такую возможность отрицает начисто. И приводит свои не менее убедительные доводы. В том числе и эти: «При движении поезда по железной дороге какие-либо манипуляции с вагоном исключены, поскольку движение поезда фиксируется на скоростемерной ленте у машиниста. В период нахождения вагона на станции Малорита тоже не было возможности перегрузить вагон с древесиной, чтобы вложить туда короба с сигаретами, потому что вагон находился в дневное время напротив железнодорожного вокзала, где много людей, двигались два поезда и осуществлялся постоянный пограничный контроль».

Есть еще один момент, который обвиненная сторона считает важным. Когда вагон загружен, в момент передачи его железной дороге отправитель груза, в строгом соответствии с рекомендацией Минлесхоза, производит фотосъемку. Перед тем как начать досмотр вагона, сотрудники пограничной службы и Брестской таможни также его фотографируют. В деле фигурируют две фотографии одного и того же вагона, сделанные с разницей в три дня с одной и той же точки. Можно сравнить их и поиграть в игру «найти 10 различий».

«Вот смотрите, - показывает мой собеседник в лесхозе. - Видите, какое бревно лежит здесь сверху? А теперь посмотрите, какое лежало у нас. В два раза толще. А вот здесь три тонких бревна появились, у нас таких не было. С этим вагоном точно нечистая сила поработала».

Тем не менее убедить суд в своей непричастности к контрабандным сигаретам Брестскому лесхозу не удалось. В минувшем декабре в его вагоне с лесом также был обнаружен тайник. В заводских коробах таможенники насчитали 29 919 пачек сигарет на сумму порядка 270 млн рублей.

Вагон загружался на станции Дубица - прямо под окнами здания, в котором круглосуточно находится дежурный по станции. На этот раз вину за «покушение на перемещение товара» суд возложил на обе стороны: на лесхоз и на предпринимателя, осуществлявшего погрузку. Первому присудил штраф в размере 370 базовых величин (77,7 млн рублей), второму - 260 базовых величин (54,6 млн рублей).

ХОРОШО ОРГАНИЗОВАН И НЕУЛОВИМ?

Аналогичные истории приключились и в других лесхозах области. В том числе Пинском, Барановичском и Полесском. Отличие лишь в том, что здесь лес грузят в вагоны своими силами. В остальном - схема та же. Загруженный вагон передается железной дороге, как минимум сутки-двое его перегоняют с места на место, а когда вагон прибывает в Брест для таможенного досмотра, тут и обнаруживается сюрприз. Партии контрабанды всегда очень крупные, по 80-90 коробов. Узнают о ней лесхозы уже от таможенных органов: на место обнаружения контрабанды их не приглашают, утверждают они. Во всех случаях суд возлагает вину за «покушение на перемещение товара» на лесхозы. Предприятиям выставляются штрафы в 300 б. в., инженерам - в 60. Все попытки опротестовать эти решения ни к чему не привели.

Между тем очевидно, что в регионе, а может, и на территории других областей, работает хорошо организованная преступная группа. Деньги здесь вращаются колоссальные. Только на участке ответственности Брестской пограничной группы, по информации ее пресс-службы, за последний год отмечено 14 случаев обнаружения контрабанды именно в вагонах с лесоматериалом. Изъято более 470 тысяч пачек сигарет на сумму свыше 3 млрд белорусских рублей. И если после таких финансовых потерь интерес к этой теме у кого-то не пропадает, значит, потенциальная прибыль перекрывает эти потери в разы.

Елена Трибулева

4225
3
Меня это радует (0%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (100%)
Меня это злит (0%)
Алекс
16.06.2016 10:35
ответить ответить с цитатой
Вот вам и коррупция. Виноват "стрелочник", все запутано, так делается настоящий бизнес.
игорь
30.03.2016 23:41
ответить ответить с цитатой
если на загрузке леса в вагон не считают нужным появляться ни представители лесхоза ни пограничники -значит это так и надо -дали для отвода глаз и галочки в отчет пару штрафов ну конфисковали пару раз сигареты -а сколько прошло не найденных (или не захотели найти ) за кордон ???? поверьте мне ,навар с этих сигарет в германии будет примерно цифра в пятью нулями в евро .....
Митя
30.03.2016 16:46
ответить ответить с цитатой
Контрабанда сигарет одно из самых прибыльных "мутных" дел. Существовала она во все обозримые времена. Единственное что менялось, так это направление (из страны или в страну). Лет 15 назад на колхозном рынке бабушки с полиэтиленовыми пакетами торговали сигаретами из России и Украины. Все об этом знали, как и сейчас все знают о "закладках" в вагоны товарняков. А ведь если сигареты с акцизами, выпущены легально, то партию можно идентифицировать и узнать, кому она отгружалась с табачной фабрики, а затем дальше раскручивать цепочку... А по поводу решений Суда только и хочется вспомнить слова известного персонажа: "Да здравствует наш Суд..." (и далее по тексту). Хочется еще одну тему "зацепить". С ежемесячным подорожанием сигарет скоро наверное к нам поедут сигареты все с тех же России и Украины.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Он составит в среднем 231,83 рубля вместо нынешних 230,91... Об этом сообщил во вчерашнем...
675
Об этом сообщил на заседании Брестского облисполкома начальник главного финансового...
499
«Плюс» за январь-сентябрь составил весомые 26,5 млн рублей Это на 7% больше, чем...
749
Настоящим, «классическим» белорусским картофелем называют сорт «Лилея»...
4857
Вы владеете недвижимостью?











Ответить