30 окт / 2020

Греет не договор, а батарея

01 февраля 2017

Государство пытается заставить монополиста наладить прямые отношения с потребителями. Но станет ли от этого теплее жильцам 200 тысяч квартир на Брестчине?

Фото Николая ЧеберкусаВ отношениях между поставщиками коммунальных услуг и их потребителями грядут серьезные изменения. Уже в этом году, согласно указу президента № 535 (от 31.12.2015), организации, осуществляющие тепло- и водоснабжение, должны начать заключение прямых договоров с жильцами многоквартирных домов. По сути, такое требование содержится и в законе о защите прав потребителей ЖКУ.

Напомним, сейчас в большинстве случаев отношения жильцов городских многоэтажек с организациями системы Минэнерго регулируются через посредников, коими могут выступать ЖЭСы, ЖСПК, товарищества собственников. Посредники рассчитываются за суммарное количество потребленной тепловой энергии, а потом уже взимают с непосредственных потребителей. На ЖЭСы, кооперативы, товарищества ложатся и все вопросы по взысканию задолженностей с неплательщиков. Однако данный порядок вещей не согласуется с действующим законодательством. К тому же он не позволяет четко рассчитать субсидии малоимущим гражданам на оплату ими коммунальных услуг, констатируют специалисты. 

Указ № 535 предусматривает переход к персональным договорам. При правительстве создана межведомственная рабочая группа, призванная аккумулировать поступающие с мест предложения. В регионах вся подготовительная работа координируется местными исполкомами и отделами ЖКХ. 

«Руководство Брестского обл­исполкома дало соответствующие поручения всем заинтересованным лицам, - рассказывает начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства облисполкома Алексей Мартысюк. - Откровенно говоря, не всегда мы встречаем понимание со стороны предприятий, подчиненных Минэнерго. Им, судя по всему, сложно будет отказаться от давно сложившейся практики. Но наша задача – донести до всех сторон необходимость перехода к цивилизованным взаимоотношениям. Если гражданин получает платную услугу, он должен иметь письменный договор с предприятием, которое ее оказывает (государственным, частным – не важно). И если у гражданина есть претензия к качеству услуги, он может предъявлять ее в установленном законом порядке». 

Конечно, не все так просто. Прежде чем осуществить полный переход к новой системе, предстоит урегулировать многие вопросы, в том числе организационные и чисто технические. К примеру, четко определить границы ответственности систем подачи тепла между поставляющей организацией и совместным домовладением. Чтобы жильцы платили за потребляемое тепло, они должны иметь поквартирные приборы учета. Стоят такие счетчики недешево. К тому же установить их можно не везде. В старых домах с т.наз. вертикальной разводкой многие счетчики прямого действия не подходят. Оптимальными будут т.наз. испарители, которые устанавливаются на батареи. Но люди, по идее, должны при этом иметь возможность управлять процессом – регулировать подачу тепла, что не всегда позволяет та же вертикальная система подачи. 

Всего на Брестчине около 200 тысяч потребителей проживают в многоквартирных домах. Типовые договоры с каждым из них вскоре придется заключать предприятиям жилищно-коммунальной сферы. Готовы ли они к этому?


P.S. Как видим, позиции сторон, чьи интересы затронуты в президентском указе, порой диаметрально расходятся. Стоит ли рассчитывать на понимание тех, кто твердо стоит на своем? Впрочем, нормы законодательства так или иначе придется выполнять. С учетом сложившихся особенностей функционирования системы оказания жилищно-коммунальных услуг. А первый, кто от этого выиграет, это, скорее всего, производители офисной бумаги. Сотни тысяч договоров, да в 2 экземплярах, это тонны дорогостоящего продукта… 


Александр САЛИВОНЧИК, заместитель гендиректора РУП «Брестэнерго»: 

«Позиция нашего Министерства (энергетики. – Ред.) четкая и однозначная. Должна сохраниться прежняя система расчетов, исходя из тех правовых отношений, которые сложились на сегодняшний день. Дело в том, что наши предприятия, которые вырабатывают тепловую энергию, фактически не оказывают услуги жильцам многоквартирных домов. Они поставляют тепло и горячую воду крупным потребителям, в том числе ЖЭСам и ЖСПК, на обслуживании которых находятся все коммуникации внутри дома. Если взять за основу нормативы, утвержденные правительством, по обеспечению социальных стандартов, температура в жилом помещении должна быть не ниже 18 градусов. Но для того, чтобы этот норматив везде соблюдался, необходимо соблюдение целого ряда условий, которые зачастую не зависят от тепловых сетей. Наша задача – обеспечить поступление в дом теплоносителя соответствующей температуры. А его равномерное поступление в квартиры – не наша зона ответственности. Это должна регулировать обслуживающая организация в лице ЖЭСа, ЖСПК и т.д. Передать это на баланс тепловых сетей технически невозможно, ибо в этом случае нам придется набирать в штат дополнительно только по городу Бресту десятки тысяч сантехников и других специалистов. Вы представляете, на сколько тогда вырастет стоимость тепла для конечных потребителей, то есть жильцов?»


Людмила ВЕРЕМЧУК, брестчанка: 

«Для меня, как, очевидно, и для подавляющего большинства жителей многоэтажек, важно, чтобы услуги ЖКХ были качественными и максимально доступными. В нашем доме давно существует проблема неравномерной подачи тепла. В моей квартире и у соседей очень жарко. В другом подъезде люди мерзнут – температура зимой бывает иногда не выше 17 градусов. Причем так стало после того, как коммунальщики поменяли какие-то задвижки. Кто виноват? Все только друг на друга кивают. Что изменится, если будут прямые договоры? Боюсь, что ничего. Более того, если сейчас мы хотя бы можем пожаловаться в ЖЭС, который все-таки к нам ближе, то обращаться в котельное хозяйство, мне кажется, вообще бесполезно. Вряд ли они побегут в каждый дом разбираться. А крайними, боюсь, окажутся простые жильцы».


Игорь ВЕРЕМЕЙКО, заместитель начальника КУП «ЖРЭУ города Бреста»: 

«Система взаимоотношений между поставщиками энергии и жильцами давным-давно себя изжила. Сегодня многоквартирные дома почти все находятся в совместном домовладении. Те же ЖЭСы не являются собственниками зданий, они призваны выполнять функции по их эксплуатации и обслуживанию. На мой взгляд, между нами (ЖРЭУ. – Ред.) и жильцами должны заключаться договоры на техническое обслуживание, и это четко соблюдается. Чтобы чинить трубы, убирать в подъезде и т.д., нам (ЖРЭУ. – Ред.) не нужны соглашения с «Брестэнерго». Все остальные услуги должны регулироваться договорами с теми, кто их непосредственно оказывает. Кстати, и это тоже сегодня уже работает. К примеру, у каждого жильца заключены договоры с водоканалом, электросетями, горгазом и т.д. Почему нельзя иметь такие же договоры на оказание других услуг – по теплоснабжению, вывозу ТБО и т. д.?»


Александр ГОРДЕЮК, начальник отдела реализации Брестского котельного хозяйства: 

«Пока, честно скажу, не готовы. Не стану скрывать: нам гораздо проще и понятнее иметь дело с тысячей юридических лиц, чем с десятками тысяч индивидуальных потребителей.  Предстоит большая работа по определению границ ответственности между тепловыми сетями и домовладениями. Что касается системы расчетов и других вопросов, они должны быть урегулированы на уровне Министерства ЖКХ и правительства. Надеемся, что будут найдены разумный компромисс и взаимовыгодное, оптимальное и максимально приемлемое решение для всех сторон».


Елена ФОМИНА, председатель ЖСПК: 

«Мы давно за такой подход. Потребитель, получивший услугу, должен платить тому, кто это услугу оказывает. И, соответственно, добиваться, чтобы услуга оказывалась на должном уровне. В противном случае мы никогда не сможем выйти на четкую и действительно прозрачную систему оплаты жилищно-коммунальных услуг населением».

Фото Николая ЧЕБЕРКУСА


2830
1
Александр Григорьевич
01.02.2017 19:23
ответить ответить с цитатой
Все верно говорят энергетики. Они постовляют товар "тепловая энергия", а организации ЖКХ не посредники, не перекупщики, они покупают этот товар и создают услуги "отопление" и "горячая вода". Прямой поставщик этих услуг-исключительно "хозяин дома" , т.е. организации ЖКХ.
И права простая брестчанка. Если организации ЖКХ попытаются прикинуться посредниками , а не хозяевами дома и попробуют спихнуть на энергетиков "прямые договора", то для граждан ничего кроме геммороя не будет.
Это схема ухода ЖКХ от отвественности перед жильцами. Этого допустить нельзя.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

В частности, местные органы власти получили право увеличивать суммы возмещения части...
4334
Все потребители тепловой энергии в Бресте подключены к централизованному отоплению и...
860
Об этом 15 октября проинформировал в своем телеграм-канале мэр города Александр...
1291
Под выселение попал 60-летний мужчина, который проживал в квартире вместе со взрослым...
1450
Основная проблема – это:














Ответить
Как вы относитесь к предстоящему открытию нового участка Набережной?







Ответить