В прошлом году в составе акционеров ОАО «Брестский чулочный
комбинат» произошли серьезные изменения. Интерес к акциям предприятия проявили
сразу несколько игроков биржевого рынка, в том числе такие известные в Беларуси
предприятия, как «Милавица» и СООО «Конте Спа». В настоящий момент крупные
пакеты акций БЧК сосредоточены в руках шести акционеров – юрлиц, в том числе
почти 20 % акций принадлежит государству. При этом контрольного пакета нет ни у
кого, зато блокирующий пакет (25 % плюс одна акция) есть у двоих держателей
акций. А если учесть миноритарных акционеров, которые на собрания, как правило,
не ходят и за которых, при их отсутствии, если будет принят новый закон «О
приватизации государственного имущества», существенно меняющий подходы к
корпоративному управлению на приватизированных предприятиях, станет голосовать
государство, то блокирующий пакет появится и у него. Этим, очевидно, и
объясняется, почему крупные акционеры быстро потеряли интерес к тем акциям, что
еще остались на руках у частных лиц. Покупать их сейчас нет смысла –
сформировать с их помощью контрольный пакет все равно не удастся. Это возможно
лишь в случае, если государство захочет продать свою долю. Но захочет ли?
В итоге по всем ключевым вопросам сторонам приходится
находить общий язык, и пока это удается. «За год совместной работы у нас не
было вопросов, по которым возникли бы разногласия, – считает директор ОАО
«Брестский чулочный комбинат» Татьяна Моторина. – Все стороны заинтересованы в
том, чтобы предприятие нормально работало, и никто не блокирует решения, если
они направлены на развитие».
Модернизация с оптимизацией
А на «чулочке» сейчас действительно происходят большие
перемены. По словам Татьяны Моториной, они планировались и раньше – в
соответствии с концепцией развития предприятия до 2015 года – и никак не
связаны с изменением в составе акционеров. «Другое дело, что с приходом новых
компаний, которые имеют более профессиональный опыт работы на рынке и более
современно подходят к продвижению продукции, эта концепция была доработана и
несколько изменилась», – добавляет руководитель предприятия.
Внешние признаки начавшихся на БЧК перемен брестчане замечали
и раньше, когда на первом этаже фасадной стороны комбината, где раньше
располагались гардеробные и технические помещения, один за другим стали
открываться фирменные магазины предприятий, входящих в концерн «Беллегпром».
Сейчас здесь на площади 1300 м кв. работают шесть торговых точек, в этом году
должны появиться еще три: «Луч», «Калинка» и «Белкредо». Но внутренние перемены
– много масштабнее.
Речь в первую очередь идет о техническом перевооружении и
модернизации производства, призванных повысить конкурентоспособность продукции.
В прошлом году предприятие инвестировало в основной капитал
4,8 млрд рублей. В частности, были приобретены и уже работают
20 круглочулочных автоматов фирмы LONATI (г. Бреши,
Италия) для производства детского ассортимента мощностью 1,3 млн пар в год. В
нынешнем году планируемый объем инвестиций –
9,7 млрд рублей. В 1-м квартале на предприятие уже поступили
автоматические швейные агрегаты с совмещением двух операций, что заметно
повышает производительность труда. В течение этого года для наращивания
экспортного потенциала круглочулочные автоматы с механическим управлением будут
заменены на электронные, что позволит нарастить выпуск новой продукции на 2,5
млн пар.
Что любопытно: масштабное техническое перевооружение на БЧК
идет без привлечения средств акционеров. В этом деле есть тонкости: в случае
инвестирования в предприятие со стороны одного из основных акционеров доля
других автоматически снижается. Поэтому для сохранения статус-кво на модернизацию
было решено привлечь банковские ресурсы. Проще говоря, «чулочка» открыла в
своем банке кредитную линию. «Проблем с этим нет, потому что предприятие
работает стабильно и у нас достаточно залоговой стоимости, в том числе в
качестве залога может выступать и новое оборудование», – поясняет Татьяна
Николаевна.
Стратегия продвижения товара тоже меняется. Анализ реализации
продукции предприятия на внутреннем рынке показал: доля БЧК в общем объеме
продаж чулочно-носочных изделий в последние три года остается примерно на одном
уровне – 25-27 %. Нарастить эту долю призвана созданная в ноябре прошлого года
«Чулочная торговая компания» – стопроцентное детище брестского производителя.
Новая стратегия маркетинга и политики продаж подразумевает уход с сегмента безымянной
продукции. Предполагается внедрить концепцию по ребрендингу торговых марок и
использовать принцип коллекционности при разработке продуктового портфеля.
Причем работа по ребрендингу торговых марок в составе новых коллекций ведется
уже с лета прошлого года.
Кто дешевле?
Детальный анализ продаж чулочно-носочных изделий на
внутреннем и внешних рынках, проведенный маркетинговой службой БЧК, принес
неожиданный и несколько неприятный результат. Выяснилось, что и в Беларуси, и в
России с каждым годом увеличиваются продажи продукции, относящейся к нижнему
ценовому сегменту. Предлагают ее, как правило, крупные сетевые компании, доля
которых в российской торговле доходит уже до 40 %. Это дешевый товар не самого
высокого качества – из того, что свалено вперемешку в контейнерах посреди
торгового зала, но, как ни странно, именно он сегодня востребован на российском
рынке в больших объемах. Директор БЧК считает это одной из основных причин,
почему предприятие за последние годы заметно сдало свои позиции по экспорту в
РФ. Даже те российские компании, что работали с брестским производителем много
лет, стали под собственными брендами заказывать для своих сетей продукцию в
Китае.
Аналогичная ситуация и в Беларуси. В прошлом году в нашу
страну было импортировано чулочно-носочных изделий на 11,8 млн долларов,
значительная часть их относится к нижнему ценовому сегменту. Аналитики
предрекают: если так пойдет и дальше, дешевый китайский товар полностью
вытеснит отечественную продукцию. Выход один – попытаться заполнить нижний ценовой
сегмент самим.
«Я и сегодня не могу с полной уверенностью сказать, что
дешевый товар – это наше, – признается Татьяна Моторина. – Мы всегда
позицинировали себя как производителя продукции высокого качества среднего и
чуть выше среднего ценового сегмента. Перейти в более дешевый сегмент для нас
очень непросто и технологически, и психологически, хотя мы и понимаем, что
таково требование времени».
Собственно, решение уже принято, образцы сделаны, и пробные
партии начали поступать в сеть. На непритязательного потребителя
переориентирована лишь часть продукции БЧК под отдельной торговой маркой, и она
не будет иметь никакого отношения к новому бренду, под которым БЧК планирует
выйти на рынок уже в апреле.
«Перед нами сейчас стоят три основные задачи: провести
модернизацию производства, оптимизировать затраты и увеличить экспорт. И мы с
основными акционерами в этих направлениях работаем, – говорит Татьяна Моторина.
– Другое дело, что на это нужно время, и на первых порах может даже произойти
снижение продаж. Но я точно знаю: то, что мы сейчас делаем, – это правильно».
При этом директор предприятия признает: зарплата на БЧК тоже оставляет желать
лучшего. По прошлому году она составила в среднем
2 млн 893 тыс. рублей (по трикотажной отрасли концерна
«Беллегпром» – 2 млн 823 тысячи), за февраль этого года ожидается в размере 3
млн 390 тысяч рублей. Как
говорится, есть над чем работать…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.