По сути своей продажа – это система убеждения потенциального покупателя в предоставляемых ему преимуществах от приобретения определенного товара или услуги. Но это в теории… А на практике еще совсем недавно торговля переживала настоящий потребительский бум. В магазинах скупалось все: от соли и сахара до дорогостоящей бытовой техники. Столь ажиотажный спрос был порожден подорожанием, связанным с обвалом белорусского рубля, и «народным экспортом», то есть вывозом отдельных товаров за границу для получения валюты.
Покупателю – подушку безопасности
Массовые набеги на торговые точки поутихли, но до прежнего стабильного положения пока далеко. Сегодня торговые предприятия в пределах своих возможностей стараются снижать цены и тем привлекать покупателей.
– Уже недостаточно приклеить к товару ценник и забыть о нем, – считает начальник управления торговли и услуг горисполкома Олег Монич. – Главный вопрос на повестке дня: недопущение безосновательного роста цен, соблюдение разумных размеров торговых надбавок. Хотя группа социально значимых товаров состоит всего из 43 позиций, а остальные, как известно, уже в «свободном плавании», управление торговли постоянно проводит мониторинг цен. Понятно, что на самое необходимое – продукты питания – спрос никогда не спадает, даже в период кризиса. И все же нужно добиться объективного подхода к формированию цен. Чтобы те, от кого зависит стоимость товара, помнили: покупатель должен иметь своего рода подушку безопасности. В период подготовки к новому учебному году, естественно, необходимо помочь решить непростую задачу приобретения товаров школьного ассортимента многодетным семьям. Предприятия торговли, такие как ЦУМ, «Детский мир», «Обувьторг», «Буслик», пошли навстречу, устанавливая для них скидку в 5-7 процентов.
А еще, по словам руководителя городской торговли, за последнее время в Бресте открыто и работает 24 магазина-дискаунтера, готовятся к вводу в эксплуатацию еще три торговые точки такого типа. Их отличие в том, что торговая надбавка на все товары не превышает 15-16 процентов (обычная надбавка – 30 %). Идет навстречу покупателям и фирменная торговля. Почему в фирменных магазинах того же мясокомбината время от времени собираются изрядные очереди? Там можно купить мясную продукцию дешевле, чем где-либо, потому что торговая надбавка существенно ниже.
Инвесторов кризис не смущает
Чем выше конкуренция, тем больше всяких уловок в виде акций и скидок придется внедрять владельцам торговых сетей для привлечения покупателей. Обострение борьбы за клиента непременно потребует оперативного реагирования, так что новые магазины лишь на руку потребителям.
– В Бресте строятся два гипермаркета: «Евроторг» за Мухавцем площадью в 12-14 тысяч квадратных метров и «Галлон» в микрорайоне «Восток», – рассказывает Олег Монич. – Первый планируем открыть в конце текущего года, это будет магазин с низкими торговыми надбавками. Есть грандиозный план построить гипермаркет «Ома» для торговли строительными материалами. Литовский инвестор уже работает над подготовкой проекта и сметной документации. В центре города, на Советской, растет объект, финансируемый иранцами. Первый этаж там предназначается именно для торговых павильонов. Словом, планов громадье, и предложений сейчас очень много. Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, ведь инвесторов кризис не смущает, они охотно вкладывают средства в торговые объекты.
Наряду с тем, что в Брест приходят представители совершенно новых торговых сетей, таких как «Корона», «Алми», «Евроопт», городские торговые предприятия, работающие не один десяток лет, отнюдь не остаются в стороне. Кстати, фирма «Санта Импэкс» ко Дню города в микрорайоне «Дубровка» открывает новый магазин площадью в 450 квадратных метров. К этой же дате планируется и ввод в эксплуатацию магазина «Алми» на месте универсама «Юбилейный». В нем на первом этаже разместят продукты питания, на втором – непродовольственные товары. Это будет первый в Бресте магазин с эскалатором. Развивается торговая сеть в новых микрорайонах, где она просто жизненно необходима. Так, на «Вульке» строится еще один магазин сети «Алми», уже забиты сваи и, возможно, до конца года работы будут завершены.
Кадры решают все!
Наконец-то полностью переоснастят с учетом новейших технологий Центральный рынок. Он будет крытым, и даже летняя площадка на зиму станет крытой. Рядом с рынком планируется оборудовать парковку, наземную и подземную. Из устаревшего этот торговый объект обещает превратиться во вполне современный. Инвестор уже есть, а работы начнутся, как обещает облпотребсоюз, в октябре-ноябре текущего года. Постоянно повышается уровень сервиса магазинов в бывших деревнях, присоединенных к Бресту. Там появились торговые точки, соответствующие городским стандартам, например, в Вычулках и Гершонах. В районе Плоски база «Бакалея» уже открыла магазин «Северный», райпо построит еще один.
– Очень беспокоит вопрос кадров, – признался Олег Витальевич. – Буквально идет борьба за квалифицированного продавца. Можно сказать, что старый лозунг «кадры решают все» по-прежнему актуален. Выпускников брестского торгового училища уже не хватает. Магазины крупных торговых сетей принимают людей и без специального образования, с обучением кадров и подготовкой им помогает служба занятости. Нельзя сказать, что торговля сегодня живет очень хорошо, не стоит забывать, что в этой сфере оплата труда остается второй снизу после сельского хозяйства. Конечно, торговые предприятия повышают зарплату, но проблемы остаются, ведь от зарплаты слишком многое зависит… Однако есть и приятные моменты. Радует, что в торговлю пришло много молодых специалистов, занимающих первые места в конкурсах профессионального мастерства. Представители брестской торговли постоянно в числе призеров «Бронзового Меркурия», который в республике является высшей оценкой нашего труда. В канун профессионального праздника мне хотелось бы поздравить с Днем работников торговли всех, кто имеет к ней отношение, и пожелать здоровья, радости и процветания.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.