30 мар / 2020
БРЕСТ
-2°
Подать рекламу
самое читаемое

Охота на «карасей». Фейковые сообщения в сети грозят нанести ущерб деловой активности

20 августа 2018

Брестчанка Марина Селивонюк пытается совместить хобби и бизнес. Для нее кофе не просто напиток, источающий чудесный аромат, но целая философия жизни. Когда девушка решилась, наконец, открыть свое дело, сомнений не оставалось: это будет кофейня. Конечно, регистрируя ИП, она понимала - стать бизнесвумен быстро и легко не получится. В числе возможных угроз наверняка рассматривала вероятность запутаться в дебрях налогового и финансового законодательства, недостаток клиентов, их невысокую покупательную способность. Да и конкуренция в этой сфере велика. Но столкнулась Марина вовсе не с грозными инспекторами из официальных инстанций, а с так называемыми «народными контролерами».

Новости Бреста

Троллинг вне конкуренции

Буквально на третий день после того, как кофейня начала работать, в сети появились едкие комментарии, граничащие с оскорблениями. «Пирожные - отстой...» «Кофе - мура...» «Интерьер - совок...» И это еще самые мягкие. Что подвигло авторов столь оглушительных перлов на их распространение, можно лишь догадываться. Побывав в заведении Марины, ничего такого, о чем сказано в комментариях, я не обнаружил. Даже если следовать хорошо известной формуле, что на вкус и цвет товарищей нет.

Впрочем, подобными проявлениями оголтелой критики пестрит нынче виртуальный мир, заменивший собой жалобную книгу. Эксперты подсчитали, что счастливый клиент может поделиться хорошей для него новостью с 3-5 клиентами, недовольный - с 20. А один негативный отзыв в сети способен отпугнуть до 30 клиентов. Кто-то из владельцев бизнеса хлесткие нападки пропускает мимо ушей. А многие, подобно Марине, воспринимают их уж очень близко к сердцу. Насколько оправданны такие опасения?

Владимир Мазалов, председатель Брестского областного Союза предпринимателей «Содействие», полагает, что за банальным троллингом в Интернете вполне могут скрываться происки конкурентов: «Таким образом более опытные участники рынка пытаются помешать новичкам занять свою нишу. Здесь, с одной стороны, мы видим проявление недобросовестной конкуренции, когда при помощи фейковых статей и так называемых «виртуальных поддувал» зачастую искажается мнение о товаре или услуге. И это, конечно же, печально. Но, с другой стороны, говорить о том, что троллят в сети только потенциальные конкуренты по бизнесу, я бы не стал. Иногда так ведут себя завсегдатаи виртуального пространства - блогеры, авторы всевозможных аккаунтов, которые пытаются поднять свой рейтинг - то бишь фактически тоже ищут в этом коммерческую выгоду. При этом, самоутверждаться таким, мягко говоря, нечистоплотным способом они могут бесконечно. Но вряд ли они способны вызвать у вас большой отток клиентов», - считает Владимир Мазалов.

Совет от доктора Хауса

Впрочем, есть и еще одна категория составителей обличительных пасквилей. Это так называемые профессиональные тролли - люди, которые часто посещают форумы, чаты и прочие интернет-страницы с целью вывести свою жертву на эмоции. Им доставляет удовольствие выносить сор из чужой избы, даже если там стерильная чистота. «Борцы за правду», как они сами себя называют, зачастую гордятся своими достижениями и даже делятся опытом в Интернете. Между тем формулу продающего троллинга вывел еще доктор Хаус: «Нужно быть полезным настолько, чтобы тебе прощали всена свете».

Житель Брестского района Алексей тоже в свое время был индивидуальным предпринимателем. Занимался производством мебели, оказанием услуг по ремонту. Но в какой-то момент понял, что этот вид деятельности не для него. Сейчас он пытается зарабатывать на просторах Интернета. Ведет блог, где широко обсуждается в том числе и сфера услуг. Сам он себя называет не иначе как «народный ментор» и видит свое призвание в разоблачении недостатков других.

«Ничего криминального в этом нет, - считает молодой человек. - Ведь конкуренция в бизнесе по большому счету построена на предпочтениях потребителей. Она заставляет субъектов бизнеса постоянно шевелиться, быть в тонусе, совершенствоваться, исправлять недостатки. Выигрывает от этого потребитель. И моя роль - в том числе подстегивать тех, кто пытается оказывать услуги. Ведь, согласитесь, не дело, когда вы приходите, допустим, в кафе, а вам хамят официанты, или долго обслуживают, или всем своим видом показывают, что вам здесь не рады. Это время должно остаться в прошлом. Сегодня надо работать совершенно по-другому. Общество у нас в целом не конфликтное. Даже, если кому-то что-то не понравится, обычный человек, как правило, не будет открыто говорить об этом, он лучше пожалуется другу или подруге. Но я хотел бы быть «щукой», заставляющей «карасей» проснуться».

Закон против фейка

В Брестском обществе защиты потребителей такой подход в целом разделяют, кроме одного: нельзя допускать хамства и прямого оскорбления. К тому же факты, о которых пишут люди на своих страничках или в блогах, должны быть реальными, а не притянутыми за уши, считает председатель регионального ОЗП Ирина Маркова.

По мнению Марины Селивонюк, критиковать можно и нужно, но нельзя злоупотреблять этим правом. «Критиковать всегда проще. Но зачастую критика носит субъективный характер. Люди просто не понимают, что есть заведения разной ценовой категории. И того, что отвечает требованиям дорогих ресторанов, может и не быть в небольшой кофейне. Ведь начинающий малый бизнес, как правило, ограничен в средствах, ему тоже нужно время, чтобы вырасти. А если еще ставить подножки в виде таких неприятных отзывов, они напрочь могут отбить, во-первых, клиентов, а во-вторых, желание что-то делать».

Но можно ли утверждать, что авторы постов, «стерегущие» сферу услуг, находятся в правовом поле? Иван Чайчиц, юрист с многолетним стажем, убежден: белорусское законодательство уже сегодня позволяет владельцам бизнеса привлечь к ответственности обличителей на виртуальных страницах: «Есть в Гражданском кодексе такое понятие, как «ущемление деловой репутации». Если человек, предположим, пришел в кафе или в магазин и ему что-то там не понравилось, это вовсе не дает ему права публично очернять заведение или его хозяев. Для выражения своего недовольства существует масса цивилизованных способов. Другое дело, что очень сложно бывает провести грань между личной оценкой и оскорбительными высказываниями. Но иногда факт оскорбления налицо. И в этом случае владелец бизнеса или директор предприятия вправе, сделав предварительно скриншот записи в Интернете, обратиться в суд за защитой деловой репутации. К тому же иногда отрицательные комментарии переходят в личные нападки, приводят к распространению неправдивой информации, направленной на то, чтобы навредить бизнесу неэтичным, а часто и незаконным способом. В таких случаях нормально - реагировать, защищая себя, и требовать, чтобы неправдивый и вредоносный контент был удален из Интернета».

К слову сказать, пока в брестских судах не припомнят подобных исков. Но, судя по нарастающей волне коммерческого троллинга в сети, прецедент уже не загорами. Во всяком случае, над цивилизованным ответом фейк-обличителям деловые люди начинают задумываться.


3613
0
Меня это радует (8.3%)
Мне все равно (33.3%)
Мне это интересно (41.7%)
Меня это злит (16.7%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

К работе брестских перерабатывающих предприятий сейчас приковано большое внимание из-за...
961
Таким образом она проиллюстрировала призывы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)...
1463
Новый супермаркет «Санта» на улице Гоголя, 85В позволит удовлетворить потребности...
1132
По информации Минсельхозпрода, организации хлебопродуктов увеличили объем производства...
1373
Вы готовы отказаться от пластиковой тары и покупать товар в стекле?








Ответить