Черненко Игорь Анатольевич
технический директор, один из основателей компании «СТиМ». Родился в 1969 году в Казахстане. Окончил Пушкинское военное училище (РФ). Женат, имеет двух взрослых сыновей.
С чего начинался «СТиМ»?
С того, что два брата, Дмитрий и Игорь Черненко, сыновья кадрового военного, решившие поначалу пойти по стопам отца, после распада СССР сделали крутой поворот в сторону бизнеса. Обладая на тот момент приличными техническими знаниями, они нашли для себя хорошую нишу: машины и материалы для дорожного строительства. Начинали с красок для разметки, производства машин для их нанесения. Компанию им составила Галина Сафронова — ныне коммерческий директор. Сегодня «СТиМ» — многопрофильная фирма с 16 видами деятельности.
«В слове «дорога» звенит цена»
Эти слова Роберта Рождественского вполне могли бы стать лейтмотивом деятельности компании, точнее, уже группы компаний, тесно связанных с дорожным строительством. Впрочем, само слово «дорога» в русском да и в белорусском языках предполагает двоякий смысл: как инфраструктура для движения и как само движение, путь, по которому развивается тот или иной процесс. И вот в этом втором значении слово «дорога» имеет для «СТиМа» не только свою цену, но и свою ценность, многократно выросшую за 18 лет. Причем она не только в машинах и механизмах, но прежде всего в людях, здесь работающих. Настоящих профессионалах, без которых не было бы столь качественного результата. Быть может, есть некий символизм в тех линиях и стрелках, которые наносят на асфальте красками «СТиМа». Сплошная линия означает непрерывность движения, пунктир — некую этапность, ну а стрелки — соответственно, направления, куда стоит двигаться?
«Возможно, и так, — немного задумываясь, рассуждает технический директор компании Игорь Черненко. — Ведь мы в свое время создавались как небольшой цех по производству машин для дорожной разметки, где работали всего-то пять человек. Сегодня у нас 16 направлений деятельности и свыше 800 работающих. И прежде чем взяться за какой-то новый проект, тщательно изучаем, буквально штудируем эту тему, потом рассчитываем, сможем ли его вытянуть, готовим специалистов и только тогда беремся за реализацию проекта».
Так было с красками. На каком-то этапе команда братьев Черненко поняла, что выгоднее наладить собственное производство, чем покупать импортные. Когда же выяснилось, что долговечность красок сильно зависит от качества самого асфальта, они решили заняться еще и дорожными работами. Досконально изучив этот вопрос, «стимовцы» пришли к неоспоримому выводу: производить качественный асфальт и делать из него хорошие дороги по старым советским лекалам практически невозможно. Пришлось осваивать европейские технологии и полный цикл дорожного строительства.
Откуда трещины на асфальте?
«Согласно нормативам, качественно уложенный асфальт должен обходиться без ремонта на участке со средней интенсивностью движения не менее семи лет. С учетом наших погодных условий и частых перепадов температур в осенне-зимний период. Но для этого при укладке необходимо соблюдать соответствующую технологию. Температура горячего асфальта — не менее 180 градусов (150-160 — уже плохо!), укладчик должен проехать по нему не менее десяти раз. Если кладут асфальт в холодную сырую погоду, он быстро остывает. Если машинист сэкономит и вместо десяти раз проедет пять-шесть, это неизбежно приведет к быстрому разрушению верхнего слоя. За ним начнет трескаться все покрытие, которое в итоге вместо семи лет пролежит год — максимум два – и начнет превращаться в решето. Кажется, все предельно просто, не раз уже проверено. Поэтому за технологией мы следим очень жестко, чтобы не было никаких отклонений».
Быт определяет сознание
Качество превыше всего — вот основной постулат работы компании. Чтобы это стало реальностью, начинать нужно с быта. К такому выводу в руководстве «СТиМа» пришли опытным путем. Условия для работы и отдыха должны быть европейскими. Помещения — обеспечены всеми удобствами и иметь нормальный внешний вид. Никаких протекающих крыш, сырых стен с отваливающейся плиткой, висящей «на соплях» электропроводкой… Прививать культуру производства на стыке 90-х и 2000-х решили с… правил пользования туалетами. Почти с каждым новым сотрудником пришлось провести соответствующий инструктаж по WC. Параллельно оборудовали бытовки, раздевалки, комнаты для приема пищи — все чисто и цивильно.
«Работая в таких вот нормальных условиях, человек постепенно изживает из себя равнодушие. Он понимает, что его здесь ценят, и сам начинает ценить свою работу. Не только потому, что заработная плата у него достойная, но и условия труда соответствующие, и отношение в коллективе подобающее», — говорит Игорь Анатольевич, когда мы вместе с ним идем по цехам.
Периодически встречаем сотрудников, с каждым из которых директор здоровается за руку. У некоторых что-то спрашивает или, наоборот, отвечает на заданные вопросы — подчеркнуто вежливо, непременно на «вы». Никакого панибратства, но и никакого высокомерия — отношения на работе должны быть исключительно деловыми.
Так же по-деловому проходят планерки, рабочие совещания. Ключевые решения детально прорабатываются и принимаются командой. Принятые уже не обсуждаются — их надо выполнять. Современное производство, как и современный менеджмент, требует новых подходов и новых знаний. То, что было актуально вчера, уже сегодня требует корректировки, а завтра, быть может, и вовсе станет неприемлемым. Постоянное обучение персонала, в том числе с привлечением профессиональных тренеров, — еще один компонент успешного продвижения на рынке.
СТИМул к красоте
Порой нечто новое приходит случайно, как бы по наитию. В 2003 году молодая компания начала строить базу для своих машин и механизмов. Столкнулись с тем, что нанятые строители действовали долго, дорого и очень некачественно. Пришлось создавать собственное строительное подразделение. Новая база родилась аккурат через девять месяцев. А вновь созданное подразделение решили не распускать, не делать одноразовым. Стали искать заказы на стороне. Вначале это были цеха других компаний, расположенных по соседству. А чуть позже появился поселок «Стимово».
«Мы изначально рассматривали этот проект больше как социальный, нежели коммерческий. Хотелось сделать что-то полезное для города. И, в принципе, так оно и вышло. Солидной прибыли строительство этого поселка нам не принесло. Но город он украсил, с восточной стороны. При этом в ходе строительства и эксплуатации мы заметили для себя одну закономерность. Многие люди, к сожалению, не готовы платить за красоту, благоустроенность. Пользоваться-то они хотят, а платить пока не готовы. Между тем, в Европе, по крайней мере вблизи крупных городов и в самих городах, никто уже не выдает участки для строительства просто так. Территория обязательно должна быть благоустроена, снабжена всеми необходимыми коммуникациями. И если это участок под строительство, то человек, приобретая его, берет на себя обязательство построиться в определенные сроки и поддерживать там порядок. Не может быть, чтобы земля зарастала сорняком, чтобы там был долгострой с грудами мусора и т. д. Люди хотят жить, чтобы вокруг них тоже было красиво, уютно и т. д. Мы хотели запустить именно такой пробный шар, посмотреть, как это будет работать. В принципе, у нас получилось».
Движение с обеих сторон
Когда разговор с директором заходит о социальной ответственности бизнеса, собеседник берет небольшую паузу, после чего пытается донести свое видение этого процесса:
«Должна быть широкая улица, но непременно с двусторонним движением. Мы со своей стороны готовы работать на благо родного города, не отказываемся от некоторых пилотных проектов, абсолютно некоммерческих и т. д. Вопрос в другом.
Государство, на мой взгляд, должно не просто создавать законы — они у нас есть. Главное теперь — формировать комфортную среду для бизнеса. Когда у нас новости из делового мира порой напоминают фронтовые сводки (того посадили, того закрыли и т. д.) — ведь это тоже ненормально. И очень плохо отражается на притоке инвестиций.
Взять хотя бы нашумевшую историю с Анной Шарейко (директор птицефабрики в Витебской области. — Ред.). Она отсидела под следствием два года, все это время ее компания не могла нормально работать, несла колоссальные убытки. Люди не получили зарплату, государство — налоги. Потом Шарейко выпустили, большинство обвинений были с нее сняты. Но кто понесет ответственность за два года фактического простоя?.. Я сейчас не призываю к тому, чтобы бизнес нарушал законы, не платил налоги и вел себя так, как ему вздумается. Но должно же быть понимание и со стороны властей, правоохранительных органов. Необходимо дифференцировать, где явно налицо умышленное и грубое нарушение законодательства, а где, может быть, обычные ошибки в документации, которые не могут и не должны квалифицироваться как преступление. И должна быть жесткая ответственность, хотя бы материальная, для тех лиц, действия которых парализуют работу целых предприятий на длительное время. Порой все это напоминает нездоровую конкуренцию, и государство тому, к сожалению, способствует».
Быть на высоте…
Говоря о наболевшем, Черненко переводит дух, когда мы спрашиваем его о пристрастиях и личных увлечениях. Игорь Анатольевич — поклонник авиамоторного спорта. Есть у него даже удостоверение пилота, позволяющее управлять тремя типами легкомоторных самолетов. Компания «СТиМ» активно участвует в социально значимом проекте по созданию любительского аэроклуба под Брестом. В этом также кроется понимание того, как важно в жизни и в бизнесе добиваться высокой концентрации, строжайшего соблюдения правил — в небе без этого никак. Там, под облаками, не нанесена разметка. Нет разделительных линий. А свобода и ответственность настолько близки, как нигде на земле.
Их симбиоз и служит гарантом успешного полета. Дает возможность быть всегда на высоте.
Справка «Вечерки». На счету компании — строительство и ремонт сотен километров дорожного полотна. Среди наиболее значимых объектов – обход Беловежской пущи (из 160 км этой дороги около 40 км верхнего слоя покрытия и порядка 12 км основания уложено коллективом «СТиМа»), а также Западный обход в Бресте, многие улицы, включая Московскую, Пионерскую, проспект Машерова и др. Много работали в Минске, особенно перед хоккейным чемпионатом мира, в других городах Беларуси. Значительная часть товаров и услуг экспортируется в Россию.
Фото Николая ЧЕБЕРКУСА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.