«Решения принимались без промедления»
Антикризисный управляющий ОАО «Теплоприбор» Николай Мурашко рассказывает:
– В 2020 году весь мир столкнулся с серьезными экономическими проблемами в связи с пандемией коронавируса, и мы этих последствий также не избежали. Предприятие сразу лишилось двух ключевых зарубежных партнеров, на которых в немалой степени делалась ставка.
У нас были перспективные наработки с польскими партнерами: заводом «Ультра Плюс» по производству офисной мебели и компанией «Климаш» с ее современными технологиями производства котлов. Начиная с марта прошлого года это сотрудничество полностью остановилось: последствия сложных финансовых проблем в результате жестких карантинных мероприятий в Польше против пандемии. Фактически работа там остановилась, предприятие «Ультра Плюс» ушло в процедуру банкротства. Для понимания того, с чем мы столкнулись: в 2019 году это составляло 25% общего объема производства ОАО «Теплоприбор». И эти направления мы справедливо считали очень перспективными.
В сложившихся условиях надо было принимать быстрые и жесткие решения. Помогло то, что мы с 2015 года в особом режиме работаем: бескомпромиссное нормирование затрат, четкое планирование работы на различные перспективы – месяц, полгода… Основная работа строится на понимании: как дальше будем жить? И когда увидели, что происходит, сразу перестроились.
Сконцентрировались на тех видах продукции, которые у нас остались «в ходу». Твердотопливные котлы – наш локомотив, они занимают более 50% объемов производства. По-прежнему пользовались спросом сирены и промышленные вентиляторы. Выпуск сирен мы увеличили более чем в три раза. Впервые отгрузили эту продукцию на рынок Армении, больше стали поставлять в Россию. Таким образом, нам удалось практически полностью нивелировать прекращение сотрудничества с польскими партнерами. Мы вышли на общий объем производства 95% в сравнении с предыдущим годом (что в сложившихся условиях хороший показатель). А финансовые результаты даже смогли улучшить. Прибыль от реализации продукции в 2020 году возросла более чем в три раза (в первую очередь за счет котлов), чистая прибыль – в 2,5 раза, и в целом показатели рентабельности улучшились. В первую очередь, благодаря тому, что серьезно подошли к затратам. Более чем на 15% сократили материальные издержки, при этом по итогам прошлого года заработная плата увеличилась на 15% с опережающим ростом производительности труда.
Положительная тенденция продолжилась в 2021 году. По итогам пяти месяцев объем производства на предприятии составил 130% к уровню прошлого года, объем реализации — 126%.

Тысяча котлов за пять месяцев
Этот год коллектив начал уверенно, с учетом общей атмосферы кризиса. «Со старта» здесь сконцентрировались на более традиционных и устойчивых видах производства и партнерах. К примеру, почти в три раза увеличили выпуск вентиляторов, которые в общем объеме производства заняли около 26% (в предыдущие годы – около 15%).
Производство основного вида продукции – котлов – на «Теплоприборе» увеличилось в полтора раза (за 5 месяцев их произведено больше тысячи). Так называемые бюджетные котлы, которые выпускались еще до процедуры экономической несостоятельности, были усовершенствованы, приобрели фирменный бордово-серый цвет. В этом ценовом сегменте с 30 до 50 процентов увеличилась доля нового продукта марки «RIZON», созданного уже в процедуре конкурсного производства. А это совсем другая добавленная стоимость и цена.
В структуре производства появились и совершенно новые котлы с повышенными эксплуатационными характеристиками, при изготовлении которых применяется специальная котловая сталь.
В этом году завод приступил к производству котлов марки «RIZON EXTRA». Толщина стали увеличилась с 4 до 5 мм, что существенно продлевает срок эксплуатации оборудования, мощность возросла до 30 кВт (вместо 25). И служить такой котел будет даже не 25-30 лет: что называется, установил – и забыл.
И совсем недавно был реализован первый пеллетный котел, произведенный в Березе (он ушел российскому потребителю). Объем камеры сгорания позволяет засыпать в него пеллеты раз в неделю. По желанию клиента (если позволяет площадь помещения) этот объем можно увеличить с 300 л до 1000 л, и тогда о топливе придется побеспокоиться всего раз в месяц.
«В Европе, и даже в соседней Украине, пеллетные котлы уже занимают существенный удельный вес в системе частного и промышленного отопления, – говорит Николай Мурашко. – У нас в стране активно строятся пеллетные заводы. Возможно, на начальном этапе стоимость этой продукции будет не столь привлекательна для широкого потребителя. Но рынок все выравнивает, и в дальнейшем мы выйдем на ту цену, по которой люди готовы покупать пеллетное топливо.
Интересен пример российского рынка. Мы ведь в первую очередь обращаем внимание на доступность для потребителя. А когда отгрузили пеллетный котел в Россию – получили запрос на оборудование этого котла с wi-fi-модулем и более современной автоматикой. Понятно, после такой модернизации он будет стоить в полтора раза дороже, но покупатели на него есть, а мы хотим закрепиться на рынке РФ».
Интересные перспективы сулит также победа в конкурсе местных инициатив по развитию предпринимательства. Благодаря проекту ПРООН в Березе создан промышленный кластер, в состав которого вошли три предприятия, специализирующиеся на металлообработке: ОАО «Теплоприбор», ООО «Белдилард» и ООО «Бойлер Груп». За счет привлеченных инвестиций изготавливается конструкторская документация на современные электрокотлы.

«Хотим видеть довольного клиента»
«RIZON» хорошо зарекомендовал себя на рынке. Все больше потребителей отдают предпочтение именно этим котлам. А с 2020 года предприятие начало выигрывать конкурентную борьбу на рынке котлов длительного горения у европейских производителей (главным образом польских).
«Наши котлы не уступают польским по качеству, – рассказывает антикризисный управляющий. – Мы уступали только в одном – в рекламе. Да, «RIZON» вроде бы хорош, но так как цена котлов немалая, многие все же предпочитали проверенный вариант. С прошлого года эта тенденция стала меняться. Потребители начали более осознанно делать выбор. Мы руководствуемся европейскими стандартами качества, а цена продукции более привлекательная: мы ведь ближе к потребителю и между нами нет такого количества посредников.
Мы – рядом, а значит, нам легче решать любые вопросы с котлами. Довольный клиент – лучшая реклама продукции. У него ведь обязательно поинтересуются: «Какой котел? Когда купил? Есть ли проблемы?..»
Важно отношение, когда эти проблемы возникают. Рекламаций у нас минимум: за последние 2-3 года продали порядка 5 тысяч котлов, и за это время поступило не больше десятка рекламаций. Но когда вопросы все же возникают, важно быстро отреагировать, вплоть до замены котла. Даже если человек «сам виноват», скажем, не ознакомился с инструкцией по эксплуатации, – нельзя подходить формально, надо человеку объяснить и помочь».
Рекламировать продукцию помогают и дилеры, крупнейший из которых – «Город котлов и отопления» с большим магазином в Минске. Во многом благодаря им марка «RIZON» постоянно на слуху.
Антикризисный управляющий Николай Мурашко:
– Сложно было избавиться от негативной репутации. Когда предприятие ушло в процедуру банкротства, многие понимали это так: «Теплоприбор» – равно ликвидация и прекращение деятельности. Даже когда мы уже вышли на положительный результат и новые котлы завоевали репутацию.
Теперь все по-другому. ОАО «Теплоприбор» – крепкое предприятие со стабильной, достойной заработной платой.
Процедура санации рассчитана до сентября 2023 года. Один из самых важных моментов: в прошлом году мы полностью восстановили коэффициенты платежеспособности и выполняем все свои обязательства перед кредиторами. Основная задача теперь – полностью избавиться от груза старых долгов и обеспечить стабильную, эффективную хозяйственную деятельность предприятия.
УНП 200023205
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.