Светотень в натуре
На дворе подарочный бум, и тут важно не накупить лишь бы чего, несущего одноразовую радость. Другое дело – вещицы из такого благородного материала, как дерево. Из тринадцати предприятий Беларуси, входящих в объединение «Белхудожпромыслы», Брестская фабрика сувениров «Славянка» – лидер по производству деревянных изделий. Показатель верности этому сырью на фоне всех исходных материалов – 70 %. И за 60 лет существования сувенирного предприятия здесь воспитались и наловчились точить и резать высококлассные мастера, способные удивлять и восхищать даже взыскательных иностранцев. Это факт, что японские заказчики при виде брестских матрешек не верили в то, что это ручная роспись, а не печатная технология. И ведь были времена, когда группа рукастых брестчан давала в США мастер-классы по художественной обработке дерева!
По воспоминаниям фабричных старожилов, пик расцвета «сувенирки» пришелся на годы перед распадом страны. По словам бывшего заместителя директора Юлия Розвадовского, в восьмидесятых годах на фабрике проводился конкурс при устройстве даже на рабочие должности. На предприятии трудились свыше 1,5 тысячи человек, продукция была востребована в семнадцати странах мира! Однако обломки от разрушения общесоюзного хозяйства в несколько лет придавили и это процветавшее производство.
Сегодняшняя база предприятия воспринимается артефактом развала того стабильного прошлого. Пустынные, темные и угрюмые коридоры, обшарпанные, малолюдные цеха. Изношенная до неприглядности мебель, протертые до проплешин полы. Но вот же особенность момента: в такой аскетичной неуютной атмосфере проблескивает множество примет налаживающейся жизни.
В мае 2015 года на производстве в очередной раз сменился директор. Им стал экономист по образованию, недавний управленец облисполкома Леонид Шлыков. К моменту вступления его в должность убытки производства составляли 1,5 млрд рублей. Постепенно экономические показатели дрогнули, поползли верх и закрепились на шкале нормализации. Объем производства за последний год вырос на 10 %, товарооборот – на 31 %.
Правда, достигнуто это было далеким от идиллии образом. Как говорит сам Шлыков, сразу был введен жесткий режим экономии в отношении энергозатрат, закупок сырья, штатных единиц. Пришлось идти на непопулярные меры, принимать кадровые решения. Сейчас на фабрике трудятся всего 70 человек, а объем производства снизился в десятки раз по сравнению с союзным.
Закрома возможностей
Но наряду с растущей рентабельностью есть еще один показатель, который удалось не только сохранить, но благодаря уменьшению выпускаемого вала – заметно повысить. Это – качество выпускаемых изделий, что для такого искусного товара, как подарочный ассортимент, первостепенно важно.
В улучшении товарного вида ассортимента журналистке было нетрудно убедиться лично, потому что есть с чем сравнивать. Некогда мне, художнице по первому образованию, тоже довелось подрабатывать на этой, тогда еще финансово крепкой фабрике. На выпуске требовалось несметное количество матрешек, и план по их росписи доводился огромный (кстати, почему-то при смехотворно низкой оплате этого труда). В спешке рисовальщицы лепили кукольные личики как придется, отчего губки и платочки с фартушками нередко наносились вкривь и вкось.
А вот при взгляде на росписи сегодняшнего дня матрешки поражают отточенным мастерством. Это уже не конвейер, когда одна работница рисовала глаза, а другая – губы, а поштучное творчество! Есть на предприятии сказочный зальчик, где собранные за все годы образцы изделий представляются художественным царством.
Проводниками по восхитительным экспонатам служат художник-конструктор Светлана Логанчук и художник Юлиан Розвадовский. По их словам, все внедряемые образцы проходят экспертную комиссию в Минске. И по итогам этого смотра 80 % представленных брестчанами изделий отнесены в статус произведений искусства!
Из новых веяний очень впечатляют шкатулки и короба для чая, украшенные по новой технологии лазерной гравировкой. Это аналог прежнего примитивного выжигания, но усовершенствованный. С лазером изготовлены также наборы детских кубиков, где рисунок контуром нанесен прямо по дереву и которые ребенок может раскрашивать самостоятельно.
Новую жизнь получает и традиционная матрешка. У себя в мастерской Светлана готовит к утверждению группу футболистов, синие футболки которых подписаны именами и номерами реальных игроков. А лица этих игрушек настолько детально прорисованы и индивидуальны, что кажутся портретами. Последнее не всегда имеет место, но на выставке образцов есть и экземпляры с портретным сходством. В матрешечном формате кто только не рисуется: и бизнесмены, и военнослужащие, и герои сказок, и ветераны, и Деды Морозы со Снегурками.
Прикладные вещицы – солонки, копилки, письменные наборы, футляры для бутылок, браслеты – просто песня о возможностях применения дерева, сочетания полезного с приятным.
Бурление «свежей крови»
Как бы ни были оптимистичны экономические показатели, а режим функционирования предприятия пока объективно выглядит как выживание. Директор Леонид Шлыков мобилен и сосредоточен, как боевой капитан. С ним, вместе с другими работниками не снимающим в прохладном здании куртки, надо говорить точно, быстро и конкретно. Неотложные дела – главный фон рабочего дня, и мне довелось увидеть директора бегущим по лестнице через одну ступеньку. А через несколько минут он уже встречал оптового покупателя в фабричном магазине, куда и я заглянула на дорожку. Клиент складывал в штабеля и выносил в багажник машины коробки с массивными статуэтками зубров. Хороший вкус – ничего более впечатляющего, если честно, в магазине не просматривалось.
Но не по этому дежурному набору, который поставляется в широкую продажу, стоит судить о возможностях брестской «Славянки». Леонид Иванович сказал, что фабрика готовится принять на работу молодых талантливых дизайнеров, вольет «свежую кровь». Но, думается, пока не все хорошо и с точками сбыта. Фирменный магазин «Славянки» находится в отдаленном заводском районе. Отдельные полки в мелких сувенирных лавках – не тот уровень, которого достойна добротная высокохудожественная продукция. Право, она достойна лучшего.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.