Что такое клуб «Про бизнес?»
Это сообщество предпринимателей и руководителей. Благодаря уникальной разработанной механике нетворкинга, каждый участник на каждой встрече получает возможность обсудить свою проблему, кейс по бизнесу, а также получить практические советы и подсказки от коллег – таких же руководителей и предпринимателей, представляющих компании из разных сфер. На встречах клуба побывало уже более 1700 первых лиц бизнеса. Сейчас клуб активно идет в регионе. Брест стал первым из крупных городов после столицы, где состоялась подобная встреча в нынешнем году, после пандемии. В ней приняли участие около 70 человек.
О чем говорили на встрече в Бресте?
Одним из центральных моментов деловой встречи стало выступление Дмитрия Дичковского, вице-председателя Белорусского союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского, члена Совета директоров группы компаний «Витрум Плюс» (Беларусь), члена международного ученого совета университета имени Леона Козьминского (Варшава, Польша).
Как бизнесу действовать в условиях неопределённости? Что изменилось для компаний сегодня? Каковы стратегии, новые ответы, решения и подходы в новых условиях? На эти и другие вопросы ответил спикер. Коротко основные идеи от Дмитрия Дичковского он сформулировал следующим образом.
Основные проблемы и вызовы
Как отметил спикер, к ним в первую очередь относится падение ВВП (возможно, от 6,5 до 10%), резкий рост инфляции (в годовом исчислении это 16-20%), падение доходов потребителей, риски дефолта и неплатежеспособности, уход с рынков РБ и РФ многих зарубежных брендов, изменение логистических цепочек и сжатие экспорта, токсичность белорусского и российского бизнесов в ряде стран запада.
Прогнозы
По мнению Дмитрия Дичковского, экономику Беларуси в ближайшее время ожидает финансовая стагнация, значительный рост доли РФ во внешней торговле, сокращение ключевых отраслей, релокация высококвалифицированных специалистов. Частично эти процессы уже происходят, и они будут только набирать обороты. В такой ситуации для бизнеса важно уметь подстроиться к новым реалиям, быть готовым к нестандартным для себя решениям. Выиграет тот, кто не просто сможет пережить сложные времена, но проявит креативность в поиске путей выхода из кризиса.
Как реагирует бизнес?
Реакция на эти вызовы может быть совершенно разной. От гнева и отрицания (соответственно, и решения зачастую принимаются на эмоциональном уровне и вряд ли станут эффективными) до взвешенной оценки. В первом случае наиболее характерная реакция – уход в прошлое, например, возврат к управленческим технологиям середины 90-ых годов. Во втором – постепенная адаптация, поиск новых возможностей и новых решений.
Цифра недели
По словам Дмитрия Дичковского (где он ссылался на данные Всемирного банка и других международных финансовых институтов), инвестиции в основной капитал в таких странах, как Беларусь и Россия составляют 14-15% от ВВП. Это среднеевропейский показатель. Но если рассматривать эти цифры в разрезе их использования, то получается весьма любопытная картина. На совершенствование управленческих технологий в РБ и РФ тратится порядка 0,2-0,3% от ВВП, тогда как в Германии, Швеции, Нидерландах и других развитых странах ЕС этот показатель выше в десятки раз – 5-6%! «Может, потому они и значительно более развитые. Мы вкладываем инвестиции в железо, а они – в «мозги», создающие грамотные и гораздо более эффективные управленческие решения?» – задается вопросом спикер. Очевидно, что это тема для отдельного разговора. Но сама тенденция на самом деле говорит о многом.

Что делать?
Между тем, ответ на извечный славянский вопрос лежит как раз таки в плоскости эффективного менеджмента. В качестве примера успешной реализации современных подходов к управлению бизнес-процессами Дмитрий Дичковский привел ОАО «Беловежские сыры», где накануне побывали участники встречи делового клуба.
«Руководитель этого предприятия отличается тем, что она не раздает директивы, а выступает в роли тренера команды, призванной и способной принимать важные управленческие решения. Сама атмосфера на этом предприятии, во многом созданная благодаря усилиям директора, направлена на культивирование оптимизма, креативности, компетентности и открытости. Вот четыре составляющих успешного менеджмента, в том числе антикризисного. Потому что во главе угла должна стоять мотивация сотрудников. Не надо бояться того, что они что-то «лишнее» узнают. Мы живем уже не в XIX веке и даже не в XX-ом. Мы привыкли ставить под сомнение наше доверие к сотрудникам. Но их знания, их культура поведения должна быть сформирована таким образом, чтобы отражать глубинные мотивы и работать на общий результат команды. И чтобы им хотелось оставаться в этой команде. Только такой подход к управлению позволит компании, неважно мелкой, средней или крупной, быть на шаг впереди», – считает эксперт.
Как перестроится прямо сейчас?
«Чем быстрее, тем лучше. Этот принцип я бы советовал поставить во главу угла. Иначе вас обойдут конкуренты. К сожалению, это проблема очень многих, даже большинства белорусских компаний. Привычка думать, что руководитель знает и умеет все, что его главная задача – раздавать «ценные» указания сотрудникам – огромный минус. В современном бизнесе так уже не работает. Во-первых, знать и уметь все невозможно, особенно, если речь идет о среднем или крупном предприятии. Потому надо уметь делегировать полномочия, А во-вторых, подчеркиваю, это еще и вопрос мотивации. Сотрудник, обученный только исполнять команды, как правило, быстро выгорает, после чего его работа перестает быть эффективной и полезной для компании. Это надо понимать. Знаете, я много работал со шведским бизнесом. Так вот, у шведов есть такая замечательная, на мой взгляд, поговорка, которую они часто используют в жизни: «принцип открытой форточки дает гораздо больше шансов на то, что в нее влетит что-то хорошее, полезное, чем на то, что влетит что-то плохое, а нечто хорошее вылетит». Старайтесь придерживаться такой стратегии. Если же пытаться оседлать «мертвую лошадь», успех не только не гарантирован, он практически невозможен», – сказал Дмитрий Дичковский, отвечая на вопрос из зала.
Рубль будет падать уже в октябре. Это неизбежно
В кулуарах форума мы выслушали мнение еще одного эксперта – финансового аналитика Александра Шкута. Он поделился прогнозом по поводу перспектив поведения валютного рынка:
«В конце прошлой недели было заседание Центробанка России, который сейчас ведет политику на понижение базовой ставки. Если все мировые банки ее поднимают, то ЦБ РФ, наоборот, понижает — до 7,5%. Это делается для того, чтобы как-то уменьшить укрепление российского рубля. Стоит ожидать снижения курса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Скорее всего, уже в октябре-ноябре мы увидим, что российский рубль будет существенно снижаться по отношению к доллару и евро. Это будет связано также с тем, что постепенно происходят структурные изменения в экономике, налаживается параллельный импорт и механизмы, по которым нерезиденты могут продавать ценные бумаги и выходить в валюту. Влияет, конечно же, и объявленная в РФ частичная мобилизация. Скорее всего, негативно – как на потребительский спрос, так и на экономический рост. А, значит, и на курс российского рубля.
Ситуация с белорусским рублем похожа на то, что происходит в России. В последнюю неделю мы видели укрепление, которое было связано с налоговым периодом. Сейчас он завершился. Дальше ожидается постепенное ослабление. Факторов, которые будут на это влиять, много: как и в России, налаживается параллельный импорт, иностранные компании выводят капитал, идут выплаты по внешнему долгу. Поэтому в среднесрочной и долгосрочной перспективе курс рубля будет падать. Также на белорусский рубль будет влиять то, что происходят определенные структурные изменения в экономике: увеличивается торговый оборот с азиатскими странами, идет переориентация на юань. И, как обычно, будет сказываться зависимость от курса российского рубля. Насколько будет падение, предсказать пока сложно. Но падение будет – это неизбежно».
АЛЕКСЕЙ ВЕЧЕР
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.