22 янв / 2020

Польский предприниматель сворачивает бизнес из-за норм белорусского законодательства

20 октября 2015

Иностранное предприятие «Вудимекспром» занимается экспортом переработанного лесоматериала. На рынке организация работает около 15 лет. Лес компания приобретает на бирже, из лесхоза транспортирует его в свой производственный цех. Поставки шли по отработанной схеме, никаких проблем не возникало. Но в последний год разгорелись споры с инспекцией охраны животного и растительного мира по правильной транспортировке лесоматериала. Учредитель компании «Вудимекспром», польский предприниматель, устав бороться с трудностями белорусского законодательства, в этом году закрывает свое предприятие.

Точка отсчета

- В Беларуси очень трудно заниматься бизнесом. Открыть предприятие можно без проблем за один день, а начать работать и соблюдать все нормы и постановления различных инстанций - это другое. Проблема в том, что у этих многочисленных проверяющих организаций законы и постановления часто меняются, что вызывает сложности для предприятий, которые обязаны соблюдать эти нормы, - говорит директор ИП «Вудимекспром» Виктор Климашевич. - Было дело, налоговая служба Московского района города с нашего счета списала определенную денежную сумму, поскольку выявила нарушения. Но мы с их решением были не согласны. Действия сотрудников налоговой сначала обжаловали в областной налоговой инспекции, а затем - в Министерстве по налогам и сборам. В центральном аппарате признали, что у нас нарушений не было, и вернули все списанные средства. Подобных «сюрпризов» было много. Но последней каплей в чаше терпения стали проблемы с инспекцией охраны животного и растительного мира.

31 октября 2014 года в Волковысский лесхоз прибыла машина ООО «Лесдревтранс». Компания уже несколько лет по договору транспортирует лесоматериал ИП «Вудимекспром». Водитель после обеда начал грузить машину. Для транспортировки продукции из лесничества ему был выписан ярлык формы П-6. По этому документу водитель как обычно вез лес до лесничества, где потом ему выписывали товарно-транспортную накладную (ТТН). Но в тот раз лесовоз застрял при выезде из делянки. Из-за этого водитель не смог своевременно прибыть в лесничество для получения ТТН и решил, что заберет документ следующим рейсом в понедельник. А этот груз доставит по ярлыку, в котором указан отправитель, получатель груза, объем продукции и другие данные. Однако при следовании к месту разгрузки автомобиль остановила Брестская областная инспекция охраны животного и растительного мира. Она дала штраф водителю за отсутствие ТТН, а лес задержала.

- В субботу я предоставил сотрудникам инспекции договор с

ООО «Лесдревтранс», копию ТТН. В понедельник уже предоставил оригинал и письмо директора лесхоза, который пояснил, что ТТН была выписана еще в пятницу и оставлена сторожу, но водитель об этом не знал. Это свидетельствует, что лес я не воровал, ущерб государству не наносил. Но лес у меня конфисковали, - возмущается Виктор Климашевич.

Разбирательство дошло до суда, причем не одного. Пока решения не в пользу иностранного предприятия. Виктор Климашевич уже написал письмо президенту с надеждой, что вопрос все же решится.

- У меня были все необходимые документы для перевозки леса. Наша компания работает на рынке уже почти 15 лет. Никогда не возникало проблем с перевозкой. А тут - такая ситуация. Мы занимаемся экспортом переработанного леса. С конфискации той машины леса страна потеряла около трех тысяч долларов. А что теперь? Денег нет, леса тоже. Он просто лежит на складе и гниет. Кому от этого хорошо? - задается вопросами директор.

Не один в поле воин

Как оказалось, проблемы подобного рода возникли не только у компании «Вудимекспром». ЧТПУП «Байд» тоже сталкивалось с подобным, причем неоднократно. У этой организации лес арестовывали уже дважды. Первый случай произошел 13 июня 2014 года. Тогда инспекция охраны животного и растительного мира арестовывала товар из-за отсутствия у нанятого водителя и ТТН, и ярлыка, которые остались лежать на столе в лесничестве. Водителю дали штраф, а лесоматериалы у ЧТПУП «Байд» впоследствии конфисковали. Через 8 месяцев ЧТПУП «Байд» вернуло себе лес после того, как директор Айдын Беджанов прошел все инстанции.

Второй случай произошел 30 октября 2014 года. Директор лично поехал загружать лес. Мастер лесничества после загрузки выписал ярлык и сказал отогнать машину с товаром в сторону, чтобы не мешать загрузке других автомобилей. Мастер лесхоза, не оставив ни одного экземпляра ярлыка водителю груженого лесовоза, отправился в бухгалтерию лесничества выписывать накладную. В это время за отсутствием документов у ЧТПУП «Байд» снова арестовали лесоматериалы.

- Но этот лес конфисковали не у нас, а у Пружанского лесхоза, поскольку по накладной мы его не успели принять, а арестованный лес был передан лесничеству на хранение. Меня оштрафовали на территории лесничества. И снова суды. Лесхоз спустя четыре с половиной месяца предъявил требование, чтобы я задним числом в накладной расписался за конфискованный лес и оплатил его. Экономический суд Брестской области в выдаче определения о судебном приказе лесхозу отказал ввиду наличия спора о праве, - говорит Айдын Беджанов.

Пружанский лесхоз обратился в суд с исковым заявлением о взыскании стоимости конфискованного леса. Решение суда принято в пользу лесхоза. И основанием для этого послужил выписанный ярлык формы П-6. В суде это был подтверждающий документ, что лес уже принадлежал ЧТПУП «Байд».

Споры по поводу правил транспортировки леса возникают и в Брестском государственном производственном лесохозяйственном объединении.

- Мы уже около двух лет не можем найти общий язык с инспекцией охраны животного и растительного мира. Она пытается арестовать лес и наложить штрафы, если продукция везется не на машине лесхоза. В утвержденной инструкции «По учету лесоматериалов в организациях, подчиненных Министерству лесного хозяйства» в пункте 23 написано: при вывозке лесоматериалов из леса или промежуточного лесосклада во двор потребителя собственным либо наемным транспортом выписывается ярлык на вывозку лесопродукции (форма П-6) или товарно-транспортная накладная формы ТТН-1. Ярлык - это документ на лесопродукцию, а не на машину. И какая разница, чья машина везет эту лесопродукцию? - говорит главный бухгалтер Брестcкого ГПЛХО Эмма Кортелисец.

Взгляд другой стороны

Брестская межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира свои действия аргументирует документами.

Сотрудники инспекции пояснили, что для квалификации нарушения по части 4 статьи 12.17 КоАП Республики Беларусь (нарушение правил торговли и оказания услуг населению) в инспекции руководствуются 5-6 нормативно-правовыми актами. Здесь и Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», и Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», и Налоговый кодекс Республики Беларусь, и Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета министров РБ, а также Правила рубок в лесах Беларуси, утвержденные Министерством лесного хозяйства РБ и др.

- Согласно Налоговому кодексу, каждая организация или индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить наличие документов на право транспортировки лесопродукции, формы которых утверждены уполномоченными государственными органами. Таковыми являются бланки товарно-транспортных накладных формы ТТН-1, товарные накладные формы ТН-2, международные товарно-транспортные накладные (СMR-накладные), утвержденные соответствующими постановлениями Минфина, а также иные документы, предусмотренные законодательством. В ситуациях, когда лесхоз отпускает лесопродукцию юридическим лицам для самостоятельной вывозки, в лесничествах выписываются товарно-транспортные накладные формы ТТН-1. Только при наличии товарно-транспортной накладной у водителя или у лица, сопровождающего груз, древесина может транспортироваться. При этом выписка накладной должна осуществляться на месте отпуска лесопродукции, - поясняет государственный инспектор Брестской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Николай Прокопчик.

Сейчас уже большинство лесхозов начали работать по этим правилам: на месте в лесу выписывают ТТН. Но сложности в понимании белорусского законодательства поставили точку в развитии иностранного предприятия «Вудимекспром».

- К концу года предприятие будет закрыто. Очень трудно работать в Беларуси в условиях постоянно меняющегося законодательства, - говорит польский предприниматель, учредитель ИП «Вудимекспром».

Нельзя не согласиться, что довольно сложно работать, когда существует большой объем указов и постановлений. Путаются не только частные юридические лица, но и государственные организации. И зачастую определить, кто прав, кто виноват, довольно сложно.


4483
3
Валера
22.10.2015 05:47
ответить ответить с цитатой
Антон бухалтеры не обязаны оставаться из-за вас на работе, приезжайте утром и все будет в порядке, а так я уверен им каждый день придеться оставатся допозна, я уверен что сверхурочные им никто не заплатит.
Митя
20.10.2015 15:54
ответить ответить с цитатой
У инспекции охраны животного и растительного мира "палочная" система оценки работы. В своих отчетах о проделанной работе они указывают кубические метры арестованной древесины (или что-то подобное, в точности формулировки не уверен), вот они и стараются любыми путями "нагнать" данный показатель. Зачастую это происходит благодаря каким-то неточностям или нестыковкам в законодательстве. Кроме того, суды, как правило, занимают их сторону (в названии инспекции звучит "при Президенте Республики Беларусь", а это вам не "хухры-мухры"). Инспекции проще возле лесосеки проверить 10 лесовозов и хотя-бы в одном найти что-то не так оформленное в документах, чем сидя где-то в засаде караулить настоящих браконьеров, которые незаконно охотятся или воруют древесину. А еще проще проверить как работают лесники и привлечь их к ответственности за какую-нибудь мелочь, вреда окружающей среде не причинившую...
Антон
20.10.2015 11:35
ответить ответить с цитатой
Не только с законодательством у нас проблемы. Не надо все на чиновников валить. Тут, как говорится, всю систему нужно менять. Банальный пример: покупал стройматериалы на частной (подчеркиваю: ЧАСТНОЙ) фирме. Из-за дождя погрузка машины (нанятый перевозчик) затормозилась и началась только в 17:15. Подчеркиваю, в 17:15. В 17:00 закончился рабочий день в бухгалтерии и все бухгалтера встали и ушли. В итоге я не смог оплатить нужную сумму и документы мне никто не выписал. Директор этой конторы пошел мне на встречу и я отдал ему деньги налом мимо кассы, а он мне выписал "липовую" накладную. Иначе мне пришлось бы договариваться с водителем и платить ему за еще один день.
Внимание, вопрос: какой закон РБ не позволил бухгалтеру задержаться на 15-20 минут, чтобы оформить все как надо? Чиновник какого министерства виновать в этой ситуации?
За эту осень, пока у меня на участке идут активные строительные работы я понял одно: в нашей стране к клиенту относятся как к досадной помехе. Из 5 доставок стройматериалов на участок НИ ОДНА не пришла по графику. Два раза возникли проблемы при оформлении документов (один случай я описал выше; второй раз мне продали товар, который не был оприходован по бухгалтерии). И это я - физлицо, у меня в разы меньше вопросов с оформлением документов, чем у юрлиц.
Кто виноват? Что делать?

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Сегодня представители компании «АйПауэр» намеревались передать общественности...
787
Говорят, что зима - мертвый сезон для стройки. Однако в этом году к середине января зимы...
377
В Брестской области стартовал новый социальный проект «Поддержка женщин в фермерстве,...
561
Напомним, речь идет о 5,7 млн рублей , которые бюджет региона заплатил компании на...
3044
От чего в своей жизни вы хотели бы избавиться?










Ответить