«Поставлю вам пятерку», – обрадовал недавно нашего коллегу водитель такси в конце поездки. И озадачил: какую пятерку, за что? И на что это влияет? Оказалось, не все еще привыкли к тому, что не только пассажиры могут оценить качество предоставленной услуги в приложении такси, но и наоборот. На что влияет рейтинг водителей, мы примерно понимаем: чем выше цифра, тем больше у таксиста заказов и, соответственно, заработка. Ну и просто повышает самооценку в своем деле. В «Яндекс.Такси» (а именно этим сервисом пользовался коллега) рейтинг водителя ниже 4,6 заблокирует возможность получения заказов на два месяца, пока оценки не будут сброшены. Поэтому за каждую звезду водители действительно могут переживать.
Рейтинг водителя формируется автоматически на основе оценок пользователей и рассчитывается как средневзвешенное значение из последних 150 оценок. Если таксист – новичок, то ему дают 50 оценок по 5 баллов, которые формирует изначальный рейтинг, равный 5. Со временем эти оценки замещаются теми, которые ставят пассажиры после поездок, а затем рейтинг превращается в средневзвешенное значение из последних 150 поездок.
Собственно, рейтинг пассажиров в «Яндекс.Такси» тоже был – но не всегда в открытом доступе. В том же приложении, где пассажиры могут оценить водителя, можно по 5-балльной шкале осуществить и обратную операцию. Открылся пассажирский рейтинг для широкой аудитории недавно, и тем самым породил много вопросов. Ключевой – на что это влияет? Как пояснили в пресс-службе «Яндекс.Такси», сейчас пользовательский рейтинг ни на что не влияет. Однако в целом система оценок призвана помочь определять недобросовестных пользователей. Например, тех, кто не платит за поездку, портит салон автомобиля, агрессивно ведет себя по отношению к водителям.
Еще один вопрос касался критериев, по которым оценивают пассажира. И вот с ними как раз было больше всего нюансов. Дело в том, что пассажир, ставя низкие оценки, может указать в приложении конкретную причину (грубое нарушение ПДД, аварийное состояние машины, неадекватное состояние водителя и много чего еще). Сервис учитывает подобные жалобы и может даже заблокировать водителя. Но вот за оценки пассажирам водители, как правило, не отчитываются и не поясняют, почему поставили единицу, а не пятерку. В итоге пассажирский рейтинг может оказаться неожиданно низким – и все зависит от того, понравились вы субъективно водителю или нет. Однако, в отличие от рейтинга водителей, пассажир с оценками ниже 4,6 не блокируется и по-прежнему может пользоваться услугами такси.
А как обстоят дела у тех сервисов, где не используется приложение для вызова такси? Системный администратор такси «Сити» Виктор Вишневецкий рассказал корреспонденту «Вечерки», что и здесь есть способ оценить клиентов. Правда, уже не от 1 до 5 звезд, а просто отсеять неадекватных пассажиров, неплательщиков и дебоширов. Проще говоря, если поездка прошла без загвоздок, пассажир остается в «белом списке». Если клиент проблемный, но не буйный (например, пьяный, но не дебоширит), то в базу сервиса вносятся определенные пометки. Систематически непорядочные или агрессивные пассажиры попадают в «черный список» – и тогда рассчитывать на подачу машины практически не приходится, вплоть до полной блокировки их мобильного номера. Решение здесь также зависит от водителя, но причины этого решения куда более прозрачны. Да и в целом, как говорят сами таксисты, должен же быть хоть какой-то рычаг влияния на пассажиров. Ведь среди них попадаются и такие «уникумы», с которыми больше никогда не захочется иметь дела…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.