26 окт / 2020

Официальные маршрутки против нелегальных. Как конкурируют перевозчики

01 мая 2016

В последнее время на рынке транспортных услуг усиливаются негативные тенденции в сфере пассажирских перевозок из-за недобросовестной конкуренции. Некоторые ИП, оформив право на нерегулярные перевозки, на самом деле работают как обычные перевозчики, ежедневно направляя свои «бусы» теми же рейсами, по которым ходят официальные маршрутки. Казалось бы, какая разница пассажирам? Попробуем разобраться.

Перехватить клиента и выручку

На тревожную ситуацию обратили внимание представители ЧТУП «Курель», осуществляющего перевозки по маршруту Брест - Пинск - Столин - Ольшаны и в обратном направлении. У этого предприятия, равно как и у многих других, заключены договоры с брестским автовокзалом, филиалом ОАО «Брестоблавтотранс». Утвержден график маршрутов, в рейс «маршрутки» и автобусы отправляются со всем необходимым набором документов, включая обязательный «паспорт маршрута».

Но за пять-десять минут до прибытия на остановочный пункт официальных перевозчиков на этом маршруте пассажиров забирает транспорт конкурентов, которые имеют право перевозок, но исключительно в «нерегулярном» сообщении. Особенное возмущение вызывает деятельность ИП С. - именно работающие на него водители перетягивают на себя значительную часть пассажиров. Причина, по которой клиент отдает предпочтение С., лежит на поверхности - стоимость поездки дешевле.

Но в чем причина дешевизны? Те фирмы и организации, которые заключают договоры с автовокзалами (брестским и пинским), отчисляют в пользу партнера 15 % от стоимости проданных билетов. «Левый» перевозчик этого не делает - но фактически пользуется всей инфраструктурой вокзалов. А ведь отчисления от продажи билетов идут на поддержание необходимых условий для осуществления перевозок. Одно дело ожидать транспорт под открытым небом, другое - на обустроенном вокзале (под крышей или оборудованными навесами, с возможностью временно оставить багаж в камере хранения, перекусить или в последний момент купить в дорогу продукты питания и лекарства). И именно на автовокзалах или рядом с ними собирают своих пассажиров якобы «нерегулярные» перевозчики.

Как же происходит поиск клиентов «нерегулярами»? В основных помещениях брестского автовокзала установлены видеокамеры. Методику отследить несложно. Рассказывает Николай Радюк: «"Нерегулярные" перевозчики либо нанятые ими лица ежедневно, практически в течение всего рабочего времени, находятся у входов и в здании автовокзала, а нередко - прямо у билетных касс. Они навязчиво предлагают пассажирам, прибывшим на автовокзал для совершения поездки, свои услуги. При этом нередко буквально препятствуют пассажирам подойти к кассам. Здесь же формируются группы пассажиров в их автобусах, находящихся рядом с автовокзалом - и в последнее время количество микроавтобусов, зачастую переоборудованных из грузовых в пассажирские, резко возросло. Требования работников автовокзалов покинуть территорию «нерегуляры» просто игнорируют. Попробуй докажи, что, постоянно бормоча под нос «Гродно», «Кобрин» или «Пинск», человек предлагает поездку, а не заучивает названия белорусских городов?»

Недоумение сложившейся ситуацией ЧТУП «Курель» понятно и объяснимо - оно теряет выручку из-за недобросовестных конкурентов. Но проблема, как считает начальник автовокзала г. Бреста Николай Радюк, гораздо глубже, чем потери одного перевозчика. По его мнению, система автовокзалов, через которые осуществляются социально значимые пригородные перевозки пассажиров (они дотируются государством), по сути, разрушается. Следствием действий «нерегулярных» перевозчиков является отток пассажиров от регулярных рейсов, а впоследствии и прекращение выполнения таких рейсов.

Увы, такие примеры уже есть. По маршрутам Гродно - Брест и Брест - Гродно официальные перевозки осуществляет ОАО «Гроднооблавтосервис». До появления «нерегулярных» перевозчиков выручка была вполне приемлемой, в январе 2016 года она составила 101 миллион рублей. После появления конкурентов (речь идет именно о тех, которые якобы занимаются «разовыми» перевозками) в марте выручка упала до 55 миллионов рублей. В результате гродненцы из четырех рейсов (туда и обратно) оставили только один. По подсчетам  Николая Радюка, из-за недобросовестной конкуренции на маршруте Брест - Ольшаны официальные перевозчики (а их шесть) могут за год потерять от 1,5 до 2 миллиардов рублей выручки.

Не все коту масленица

Как полагают официальные перевозчики, в Правилах автомобильных перевозок пассажиров (утверждены постановлением Совета Министров РБ № 972 от 30 июня 2008 года) есть небольшая лазейка. В постановлении разделяются регулярные перевозки и нерегулярные (например, перевезти туристов, гостей на свадьбу). Одним из признаков «регулярности» считается график движения. У официальных перевозчиков он указан в расписании, должен строго выполняться. Удивительно, но у «нерегуляров» есть сайты, на которых указан график движения их транспорта. Но поди докажи, что в сети действительно о своих услугах сообщает конкретный С., а не «злобный» недоброжелатель.

В рамках имеющихся полномочий госорганы ведут борьбу с «нерегулярами». Начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала транспортной инспекции по Брестской области Владимир Будник говорит о проверках деятельности того С., с которого и началось исследование проблемы: «За первые три месяца этого года наши сотрудники провели 6 контрольных закупок в бусах, на которые оформлены лицензии или непосредственно на С., или на нанятых им работников. В пяти случаях были составлены протоколы о выявленных нарушениях». В чем заключаются нарушения? Поскольку этот транспорт не осуществляет регулярных перевозок, то кассовый чек в привычном виде не выдается. Должен быть оформлен заказ-наряд на выполнение услуги.

Для примера: в нем должно быть указано, что гражданин Иванов заключил с перевозчиком Сидоровым договор о том, что Сидоров окажет Иванову разовую услугу по доставке клиента из пункта А в пункт Б с указанием цены услуги. На документе должны стоять подписи и Иванова, и Сидорова. Так вот, в пяти из шести случаев такой документ не составлялся. На основании контрольных закупок в Минтранс направлено 4 материала на лишение лицензии недобросовестных перевозчиков. Еще три материала - в Экономический суд Брестской области. По двум представлениям уже принято решение - штраф в размере 10 и 20 базовых величин. Кстати, за последние пять лет по представлениям транспортной инспекции С. и подконтрольные ему ИП были лишены около 15 лицензий. Но лазейка в Правилах есть, и оформить новую лицензию на другое имя (безусловно, имея соответствующий всем требованиям транспорт) не представляет большого труда.

Выход видится в более четком определении различий «регулярных» и «нерегулярных» перевозчиков. При этом с ужесточением мер наказания для тех, кто под видом оказания разовых услуг фактически занимает нишу добросовестных фирм и организаций. Как сообщил Николай Радюк, подобный законопроект разработан и 1 марта 2016 года внесен Советом министров РБ в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

 

 


4466
0
Меня это радует (0%)
Мне все равно (50%)
Мне это интересно (50%)
Меня это злит (0%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

25 рублей за литровую банку меда?! Цена полезного во всех отношениях продукта на брестском...
400
26 сентября на предприятии стартовал 57-й сезон переработки сахарной свеклы. Каждые сутки...
760
Те, кто следит за своим здоровьем, стараются употреблять здоровую пищу. А она может быть...
1308
Как вы относитесь к предстоящему открытию нового участка Набережной?







Ответить
Пойдет ли на пользу вузам смена ректоров?







Ответить