Впервые за пять лет в Беларуси наметился рост количества ИП. В прошлом году их зарегистрировалось на 7 % больше, чем в 2017-ом. Брестчина здесь, что называется, в тренде. И плюсовая тенденция сохраняется пока в 2019-ом. Все бы ничего. Но вот незадача: свыше трех лет живет лишь каждая десятая фирма. А исследование Гарвардского медицинского центра и вовсе звучит как приговор. Специалисты центра считают, что выдающимися предпринимательскими способностями обладает… 1 % населения.
Очевидно, предприниматель должен уметь выжить в постоянно меняющихся условиях и не загубить при этом свое здоровье. Ведь работа на прибыль — постоянный стресс, движение, необходимость думать и развиваться. Здесь нет неких устойчивых рамок. Изменения происходят постоянно — в законодательстве, конъюнктуре рынка… На «диком» западе активно работают над тем, чтобы развивать у молодежи предприимчивость. Ученикам и студентам дают не только знания по предметам. Оценивается также креативность, умение вести переговоры, стрессоустойчивость, способность к самообразованию. Важно понимать, что предприниматель достигает больших успехов, когда у него не просто есть врожденная компетенция, но когда он ее развивает. «Научить бизнесу нельзя. Можно лишь научиться, открыв собственный. Здесь важно не столько давать знания, сколько формировать умения, чтобы человек мог принимать решения и нести за них ответственность. Шабашки, подработки, нелегальная деятельность — это не бизнес. Бизнес — когда вы зарегистрировались, платите налоги и зарплату работникам», — считает Сергей Шалоник, председатель Брестского союза предпринимателей, работодателей и ремесленников.
Сегодня много тренингов, вебинаров по бизнесу. Есть ли от них польза?
«К предпринимательскому мышлению, философии нужно прийти. Нельзя дать программу института в детском саду. Коучинги и семинары — это хорошо, это все нам нужно. Просто необходимо понимать, чему и для чего учиться, как применять знания» — считает профессор экономики Александр Черновалов. Здесь, как ни крути, учиться бизнесу необходимо с детства, используя деловые качества, которые востребованы сегодня. Ведь еще лет 25-30 назад ценились люди послушные, дисциплинированные, которые умели выполнять поручения и не отходили от приказов. Сегодня в моде креативность. Но человек предприимчивый — не солдат, привыкший жить по расписанию и четким правилам. У него свой царь в голове и свой стержень. Если ему что-то нужно, он забывает о такте, главное — решить вопрос. Правильно это или нет — вопрос из области морали. Но как показывает практика, успеха добиваются именно такие, напористые, без комплексов.
Прежде всего, надо отказываться от страха. И неважно, сколько тебе лет. Отсюда часто идут и другие ошибки, считает Сергей Шалоник. Впрочем, от ошибок не застрахован никто. Более того, на начальном этапе они даже полезны. Кажется, незабвенный Стив Джобс сказал в свое время: «Подъем — когда вы получаете деньги, спад — когда вы получаете опыт». Ведь лучше потерять 100 долларов, когда ты еще только вылезаешь из скорлупы, чем 100 тысяч на резком взлете. Конечно, многое, если не все, зависит здесь не только от таланта, но и от финансовых возможностей. Увы, наследниками больших состояний становятся единицы, а кредитуют наши банки тех, кто начинает бизнес, крайне скупо и с большими издержками. Но вот еще один немаловажный момент: если у человека есть доступ к деньгам, его базовые потребности удовлетворены, он гораздо более склонен к риску. Имеет значение и образование. Специалисты Цюрихского университета изучили 2000 немецких студентов. И пришли к выводу: к бизнесу более склонны те, кто не углубляется в один предмет, а знает обо всем, но понемногу. Узкие специалисты чаще работают в подчинении.
Говорят, белорусы менее предприимчивы, чем их соседи. Так это или нет? Сложно сказать. Но вот интересные цифры последних исследований. В Беларуси мечтают открыть собственное дело 48 % — почти половина. Для сравнения, в России 6,5 %. Там больше хотят быть чиновниками или работать в госкомпаниях. В начале 2000-ых, между прочим, все было с точностью до наоборот. Видимо, не все так однозначно. И у нас есть шанс, вопреки всему, несмотря ни на что. Это вселяет оптимизм. Вопрос лишь в том, насколько готовы эти 48 % открыть свое дело. Не ждать у моря погоды и помощи от государства, рассчитывая на себя, на свои знания и возможности. Ведь хотеть, как в народе говорят, не вредно. Но и пользы от одних лишь «хотелок» тоже, согласитесь, немного. Хотя… Любое дело должно начинаться с мысли. Быть может, даже мысль — это уже полдела. Ей бы толчок…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.