Соседство с Польшей стимулирует брестских предпринимателей работать быстрее и эффективнее. Ведь как иначе малому бизнесу конкурировать с польскими сетями и предлагать альтернативу заграничному шопингу. Маркетолог с многолетним опытом, лектор бизнес-школы ИПМ Владислав Коваль рассказал нам, чего не хватает региону и как подтолкнуть потребителей к тому, чтобы закупаться на родине, а не за границей.
Советами Владислав поделился во время «Куфаризации» — серии образовательных мероприятий для предпринимателей в регионах. На бизнес-встречах ИП смогли научиться работать на глобальном онлайн-рынке, послушали готовые бизнес-кейсы, воспользовались налоговыми консультациями и сразились в интеллектуальной игре, разработанной Куфаром и МозгоБойней.
— Брест можно считать лакмусовой бумажкой по распространению европейских товаров и услуг в Беларуси, — уверен Владислав Коваль. — Это, конечно, связано с близостью к границе с Евросоюзом. Брестские ИП, работающие в сфере торговли, обычно не закупают дешевые товары в Польше, так как население может приобрести их самостоятельно, не оплачивая белорусский НДС и возвращая Tax-Free. Поэтому обычно бизнес ищет товары, которые не так просто купить в Белостоке или Варшаве.
При этом наблюдается интересная закономерность: на родине белорусы стараются экономить, тогда как в Евросоюзе начинают бойко тратить деньги.
— Покупательская способность в Беларуси не такая высокая, как в Европе, но она резко возрастает, когда наши люди оказываются за границей. Обидно, что местный бизнес не может убедить потребителей сделать выбор в пользу белорусской экономики, — сетует эксперт.
Брестская область — одна из самых активных в сфере регистрации новых предпринимателей и ремесленников. Но одно дело — открыть бизнес, а другое — удержаться на рынке, отмечает Владислав.
— Правильный маркетинг — это единственный шанс для предпринимателя выжить в борьбе с крупными игроками. Цены на большой опт ниже, чем на мелкий. Соответственно при больших затратах и меньшей выручке нужно искать свою нишу, — уверен Владислав Коваль.
При этом многие предприниматели даже не знают свою целевую аудиторию. Хотя для этого не нужно много денег — достаточно всего нескольких дней, чтобы понять, где живет ваш потенциальный покупатель, сколько ему лет, как много он зарабатывает и какими привычками обладает.
— Также важно понимать, насколько востребован продукт в данный момент времени. Конечно, проще выходить в существующий сегмент, чем формировать его. Так что первым делом анализируются ходовые товары и услуги в регионе, а затем на рынок выводится новый продукт, направленный на уже готовую целевую аудиторию, — объясняет специалист.
Снизить затраты на продвижение товаров и услуг позволяют крупные площадки объявлений. Куфар, например, развивает онлайн-витрины, с помощью которых предприниматели могут представить свой товар в интернете. Поскольку пользуется площадкой каждый четвертый пользователь Байнета, бизнесменам не нужно вкладывать деньги в привлечение потребителей — трафик присутствует постоянно. Если не хватает опыта — на помощь придут консультанты.
Эксперт также советует предпринимателям не уповать на «сарафанное радио», а постоянно работать над собственной узнаваемостью. Одних только рекомендаций клиентов сейчас недостаточно, чтобы развиваться на рынке.
— Эффект «сарафанного радио» может получить каждый участник рынка, просто оказывая качественную услугу или продавая хороший товар. В конкурентной борьбе важно понимать, что всегда у вас есть что-то лучше и что-то хуже, чем у конкурента, — отмечает собеседник. — Поэтому важно заставить целевую аудиторию сравнить два предложения по наиболее выгодным для предпринимателя позициям. И здесь сложно обойтись без услуг профессиональных маркетологов. Они помогут сформировать бренд и добиться лояльности клиентов.
Распространенная ошибка брестских предпринимателей — не доверять своим. Порою доходит до абсурда:
— Некоторые бизнесмены ищут маркетологов в Москве, что неэффективно, — российские специалисты не знают специфики местного рынка. Зарубежные компании просто привлекают подрядчиков на местах и включают затраты на них в стоимость своих услуг. В конечном счете клиент переплачивает, получая те же самые услуги, как если бы обратился к местным специалистам напрямую, — удивляется эксперт.
Но важно также просчитать, стоит ли овчинка выделки: какой эффект приносит маркетинговая кампания и окупаются ли затраты. В частности, перед тем, как предлагать скидку, нужно рассчитать конверсионные потери. Когда предприниматели предлагают скидку, они зачастую забывают, что снижение цены на 10% может требовать роста продаж на 20% — только таким образом можно остаться в прибыли. Все эти моменты нужно просчитывать, прежде чем запустить ту или иную акцию.
В целом, по словам Владислава, маркетинг помогает предпринимателям состязаться с крупными игроками на рынке. Правда, для этого нужно не сидеть на месте, а постоянно заниматься продвижением своего бизнеса и просчитывать каждый шаг.
Образовательный проект «Куфаризация» реализовала площадка объявлений Куфар при поддержке Министерства по налогам и сборам и Министерства экономики. Цикл мероприятий, прошедших в региональных центрах страны, объединил два формата — бизнес-встречи и интеллектуальной игры. Предприниматели бесплатно получили советы по ведению бизнеса в сети, консультации от представителей налоговой, а также смогли сразиться в специальном квизе, разработанном Куфаром и МозгоБойней. Финалисты игры получили приз на развитие своего дела в интернете.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.