21 янв / 2020

Инвестору - дорогу. Автомобильные трассы могут доверить частнику.

15 апреля 2018

Палата представителей приняла в первом чтении закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Он предусматривает передачу республиканских дорог (или их отдельных участков) коммерческим предприятиям на условиях частно-государственного партнерства. Пилотным проектом может стать трасса М10 «Граница РФ - Гомель - Кобрин», более 250 км которой проходят по территории Брестской области. На траектории потенциально частной дороги - такие города, как Дрогичин, Иваново, Пинск, Лунинец, Микашевичи. Похоже, впервые наше государство готово отказаться от монополии на обслуживание республиканских дорог. Что сулит приход частного инвестора в эту сферу для простых автомобилистов? Станут ли дороги от этого лучше? Обратимся к мнению специалистов и разработчиков законопроекта.

Новости Бреста

Иван РЕБКОВЕЦ, член постоянной комиссии ПП НС по промышленности, топливноэнергетическому комплексу, транспорту и связи, депутат от Пинского округа № 15:

«Этот законопроект принят в рамках реализации закона о частно-государственном партнерстве, который как раз предусматривает привлечение частных компаний к реализации социально значимых проектов. Схема отработана уже во многих странах: частник вкладывает средства, а государство в течение, допустим, десяти лет компенсирует ему затраты путем бюджетных ассигнований или снижения налоговой нагрузки. Смысл ведь в чем: чтобы частный инвестор не просто вложил деньги и осуществил реконструкцию дороги либо дорожного участка, а взял бы его на обслуживание. Обычно такие дороги переводятся в разряд платных. Соответственно, государство возьмет эти деньги на погашение долга перед инвестором не из бюджета, а из кармана автовладельца. Насколько я знаю, Минтранс уже рассматривает подобные предложения для М10. А мы сейчас подводим законодательную базу под этот проект».

Сергей ПАНЧЕНКО, заместитель генерального директора РУП «Бреставтодор»:

«Что касается автодороги М10, она действительно остро нуждается в реконструкции. Дороге больше сорока лет, степень износа там очень высока, и бетонное основание по большей части подлежит замене. План реконструкции разработан давно. Другое дело, что это очень затратное мероприятие (1 км такого ремонта стоит не менее 500 тысяч рублей), и государство вряд ли сможет в ближайшее время полностью взвалить его на свои плечи. Поэтому привлечение частника - это нормально. Но ни один частник не будет вкладывать средства просто так. Ему нужны гарантии окупаемости. Чтобы ввести плату за проезд по М10, необходимо (по международным стандартам) наличие дороги-дублера, которой в этом направлении нет. Хотя не исключаю, что правительство и профильное министерство найдут другое решение».

Ярослав РОМАНЧУК, экономист:

«Само по себе стремление государства возложить часть хозяйственных функций на частные предприятия - шаг в правильном направлении. Однако в условиях, когда государство остается главным заказчиком в этой сфере, он не даст ожидаемого результата. В Беларуси, к сожалению, нет прозрачной процедуры тендеров и госзакупок. Иными словами, не существует базовой основы для честной конкуренции. В такой ситуации есть обоснованные подозрения, что выбор инвестора для реконструкции или ремонта дорог превратится в очередной «междусобойчик». А платить придется нам с вами.

В ТЕМУ!

Минтранс о передаче дорог частникам: «Никогда они не будут платными для белорусских легковушек» «Плата за проезд по дороге будет взиматься с транзитных транспортных средств. Будут альтернативные дороги, появятся платные участки дороги именно для всех. Те, кто захочет ехать более комфортно, быстрее добираться, смогут пользоваться платными участками дорог», - так прокомментировал новый документ зампредседателя комиссии Палаты представителей Дмитрий Заблоцкий в интервью телеканалу ОНТ. Его слова уже вызвали ажиотаж среди белорусов, которые предположили, что теперь проезд по дорогам станет платным для всех жителей страны. Тут же в интернете появилась петиция «Запретить передачу государственных дорог частникам», под которой уже подписались около двух тысяч человек. Дабы развеять слухи, представитель Минтранса Александр Головнев сказал, что правительство никогда не планировало и не планирует вводить плату для легковых авто с белорусскими номерами за проезд по дорогам, в том числе тем, которые будут переданы на обслуживание.

«Почему содержать дороги должны только госпредприятия? В Европе вообще нет ни одного госпредприятия, которое содержит дороги. Но не стоит забывать, что дорога все равно остается в собственности государства, никто ее передавать навсегда не будет. Через 20 лет пользования ее возвратят государству, причем в отличном состоянии. Главное в реализации пилотного проекта - правильно его структурировать: рассчитать бизнес-модель, которая будет, с одной стороны, выгодна государству, а с другой - позволит частному партнеру найти свой интерес. Так как для Беларуси этот проект ГЧП - первый, то для подготовки бизнес-модели через Европейский банк реконструкции и развития были привлечены международные консультанты, обладающие соответствующим опытом. Мы завершаем подготовку комплекта тендерной документации, которая будет выставлена на международные торги для привлечения частного партнера. Думаю, это произойдет в первом полугодии текущего года. Уже сейчас оказаться в роли частного партнера на М10 желающие есть. Это фирмы из России, Германии, Китая, Южной Кореи и другие. Но не факт, что в тендере победит иностранный партнер: белорусские компании также имеют все шансы, если они найдут возможность финансировать нужные объемы работ. На самом деле у партнера, который придет на дорогу, будет гораздо больше обязанностей, чем прав. В первую очередь частник должен найти финансирование на реконструкцию своего участка дороги - он должен быть выполнен из бетона. Затем партнер должен содержать дорогу в течение 20 лет. То, как частник будет выполнять свои обязанности, будет контролировать государство», - отметил представитель Минтранса. По словам Александра Головнева, система платных дорог не изменится. «Здесь неважно, в государственной собственности дорога или в концессии. После реконструкции участок М10 действительно станет платным, но взимать плату, как и на других дорогах, будет государство. Плата за дорогу на этом участке рассматривается как один из источников возврата инвестиций частнику, ведь он будет вкладывать свои деньги в реконструкцию».

А как у них?

Платные дороги существуют более чем в 30 странах мира. В Европе, где частник обслуживает дороги наравне с государством, единой системы дорожных сборов не существует, но на уровне ЕС действует директива 2006/38/ЕС, содержащая общие требования к платежам за использование дорожной инфраструктуры в отношении грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 т. Дифференциация размера платы может производиться в зависимости от времени суток и дня недели, а также технических характеристик автомобилей - в первую очередь их экологического класса и количества осей у транспортного средства. Эта директива регулирует сборы за движение по дорогам, входящим в общеевропейскую дорожную сеть. Сборы за движение по остальным дорогам страны ЕС могут регулировать самостоятельно. В Европе существует несколько систем взимания дорожных сборов: в зависимости от тоннажности или пройденного расстояния. Некоторые страны пока не ввели дорожные разовые сборы, но большинство включают дорожный сбор в стоимость 1 литра топлива.

От редакции

Вопрос о том, как владельцы авто в Беларуси будут финансировать дороги, пока оставлен за скобками данного законопроекта. По словам Ивана Ребковца, экс-директора Пинского автопарка, существует несколько предложений за сей счет: оставить дорожный сбор, отвязав его от техосмотра, включить его в стоимость топлива либо сделать зависимым от пробега конкретного автомобиля. Какой вариант будет принят, пока неизвестно. На наш взгляд, главное здесь не столько способ оплаты этого сбора автовладельцем (хотя включение его в цену топлива было бы, пожалуй, наиболее справедливым), сколько выработка четкого прозрачного механизма его распределения. Пока эти средства зачисляются в общереспубликанский бюджет, а не в отдельный дорожный фонд, ассигнования на дороги будут и дальше сокращаться. А граждане продолжат всячески увиливать от уплаты сбора, пока не увидят реального улучшения состояния наших дорог. Кто будет их содержать, государство или частник, вопрос второстепенный, больше технический. Гораздо важнее ответить на вопросы «Как?» и «Сколько это будет стоить?».

PS. Сегодня за проезд по платным дорогам (например, М1) иностранный владелец легкового авто (до 3,5 т) платит 4 евроцента за 1 км, более 3,5 т - от 8 до 12 евроцентов.


3234
0
Меня это радует (13.3%)
Мне все равно (6.7%)
Мне это интересно (33.3%)
Меня это злит (46.7%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Говорят, что зима - мертвый сезон для стройки. Однако в этом году к середине января зимы...
340
В Брестской области стартовал новый социальный проект «Поддержка женщин в фермерстве,...
540
Напомним, речь идет о 5,7 млн рублей , которые бюджет региона заплатил компании на...
2939
В МТС Киоск появилась дополнительная функция - раздел «Статьи». В нем собраны...
439
От чего в своей жизни вы хотели бы избавиться?










Ответить