01 ноя / 2020

Мода в стиле ВКЛ. Белорусская вышиванка стала престижным дефицитом

01 мая 2016

Илья Аксенов - в прошлом брестчанин, сегодня занимается необычным бизнесом в Минске. Четыре года назад он организовал небольшое швейное предприятие - всего 4 человека в штате, включая директора. Творческая команда шьет модную одежду с белорусской символикой.

С ГЕРБОМ НА СЕРДЦЕ, С ГРЮНВАЛЬДОМ В ДУШЕ

Все началось с того, что Илье наскучило ходить в офис и каждый день выполнять одну и ту же работу. Захотелось покреативить. Поначалу о коммерции не думал. Купил в Польше несколько вязаных шапочек хорошего качества и заказал сделать по канту вышивку - «Колюмны», геральдический знак Великого княжества Литовского, распространенный как герб династии Гедиминовичей. Были вышиты 20-30 шапочек для друзей. Спрос оказался огромным.

Приятно было узнать, что молодые люди, так же как он сам, интересуются историей Беларуси, знают символы своей земли. Шапки, конечно, были, по большому счету, баловством, но тогда он уже понял, что национальная тема может стать основой бизнеса.

Приблизиться к идее помогли торжества 2010 года, посвященные 600-летию Грюнвальдской битвы. Такое событие Аксенов пропустить не мог - на форуме встретил поляков, литовцев, которые продавали модные майки, толстовки, рубашки с национальными принтами. В нашей стране тоже пытались делать что-то подобное, но на самом примитивном уровне - на китайские трикотажные майки (обычно самые дешевые) накладывали рисунки. Аксенову же хотелось, чтобы в патриотическом дизайне сочетались две вещи - высокая художественность и качество использованных материалов.

МОДА ИЗ «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

- Я видел пробел в этом направлении, - рассказывает Илья Аксенов. - Казалось странным, почему в современном дизайне не развиваются идеи Великого княжества Литовского - «золотого времени» в истории Беларуси. Мне хотелось, чтобы на одежде были подлинные символы нашей земли - «Гусария» («Крылатыя вершнiкi»), или образы наших национальных героев Тадеуша Костюшко, Эмилии Плятер. Белорусы - латентные люди, они бы и хотели носить вещи в патриотическом дизайне, но стесняются выделиться. А если кто-то видит, что в метро, например, едет сверстник в вышиванке, он понимает, что это модно носить. В 2012 году я зарегистрировал ИП, через Интернет распространял свою продукцию. Люди стали писать мне: «Видел вашу майку, хочу такую же». Оказалось, на патриотическую продукцию огромный спрос.

Однажды он попал под очарование скандинавских мастеров, которые ловко использовали национальный рисунок в современных изделиях и даже проникли в модные коллекции дизайнеров всего мира. Узнаваемая скандинавская «графика» держится в тренде уже несколько лет.

Сегодня Илья Аксенов уверяет: именно его фирма стала первой в Беларуси активно применять национальную орнаменталистику в моде. Одной из ранних попыток внести национальный орнамент в моду стал белорусский колядный свит-шот (толстовка без капюшона и застежек). Илья взял оригинальный орнамент Рогачевщины, самостоятельно его оцифровал и создал вещь. Толстовки тут же нашли своего покупателя.

ОРНАМЕНТ С ЭФФЕКТОМ «БОМБЫ»

К традиционным вышиванкам Аксенов пришел на второй год существования бизнеса. Копировать орнаменты из Интернета не хотелось. Природная основательность Ильи подтолкнула его к изучению специальной литературы, а потом - к партнерству со Студенческим этнографическим товариществом (СЭТ). В СЭТ Аксенов обратился с официальным письмом и платил

членам общества деньги за предоставленный научный материал. Важно было, чтобы белорусские орнаменты, использованные в его изделиях, были подлинными и узнаваемыми самыми искушенными клиентами. Сейчас графические изображения на вышиванках его фирмы точь-в-точь повторяют те, что были придуманы бело-русскими мастерами сотни лет тому назад.

Для Аксенова стало принципиальным создавать вышиванки из льна. Работать со льном намного труднее, чем с привычными тканями, но хотелось «брать по высшему разряду». Первая партия льняных вышиванок произвела эффект бомбы. Как только изделие было выставлено в Интернет, потенциальные покупатели сорвали работу сайта - от количества посещений сер-вер оказался перегружен. В этот день он был человек-оркестр: те, кто не попал на сайт, ему звонили прямо на личный сотовый телефон.

«НОКАУТИРУЮЩАЯ» ВЫШИВАНКА

- Это был первый опыт в Беларуси, когда вышиванка предлагалась в коммерческих целях, - говорит Илья. - Наша цена на изделие оказалась практически в два раза ниже фабричной. Созданные на госпредприятиях вышиванки продают по 1 200 000 рублей и выше. Кстати, первые изделия мы отвозили вышивать в Брест. После такого успеха отшили еще один тираж вышиванок. И тогда сделали фотосессию с известными белорусами. Было приятно, что наши из себя никаких «звезд» не строили. Гонораров я никому не платил, но отзывались очень известные люди. Моделями в наших вышиванках согласились выступить артисты Павел Харланчук и Сергей Михалок, спортсмены Мелита Станюта, Виталий Бурков, Дмитрий Валент.

Залуженный мастер спорта РБ по тайскому боксу, многократный чемпион мира Дмитрий Валент первым вышел на ринг в вышиванке Ильи Аксенова. За ним «моду перенял» вице-чемпион мира по кикбоксингу Максим Сподаренко. На днях в Интернет была выложена фотография: Макс Сподаренко на международных соревнованиях в Китае в вышиванке от Аксенова. Боксеры сочли льняную продукцию очень подходящей одеждой для борьбы, так что сегодня Илья ведет переговоры с Белорусской федерацией кикбоксинга и таиландского бокса о сотрудничестве.

КОЛОРИТ ДЛЯ БИЗНЕСА

Для Аксенова важно создавать некий дефицит хорошего продукта - все изделия его фирмы выходят небольшими партиями. Штучный товар предполагает 100-120 одинаковых предметов гардероба.

- Ваш бизнес - это принципиальная социальная позиция? - спросили мы Илью.

- Мне часто задают этот вопрос и, наверное, ожидают, что я скажу: да, готов работать в убыток, чтобы продвигать национальную идею. Но это не так. Мое дело - сознательное предпринимательство. Я делаю бизнес, очень жестко слежу за финансовым состоянием фирмы. При этом мне важно заниматься творчеством, ненавижу рутинную работу. Для меня предпринимательская деятельность - это творчество. И мне нравится, что я могу делать бизнес, который несет социальную нагрузку.

К традиционным вышиванкам Аксенов пришел на второй год существования бизнеса. Копировать орнаменты из Интернета не хотелось. Природная основательность Ильи подтолкнула его к изучению специальной литературы, а потом - к партнерству со Студенческим этнографическим товариществом...

 

 


5821
0
Меня это радует (100%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (0%)
Меня это злит (0%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Время в пути по белорусской территории составило 16 часов Белорусская железная...
2014
На эти объекты внепланово нагрянули проверяющие... Конечно же, в ходе внеплановых...
674
А что будет со вкусом? Нынешней осенью у легендарной селедочки «Матиас»...
860
Об этом сообщил в своем telegram-канале мэр Бреста Александр Рогачук Председатель...
2445
Как вы относитесь к предстоящему открытию нового участка Набережной?







Ответить
Основная проблема – это:














Ответить