24 янв / 2020

«Копеечный» вопрос?

13 октября 2010

Пакетик нужен? Этот, казалось бы, безобидный, но порой излишне навязчивый вопрос из уст продавцов мы слышим каждый раз, когда совершаем покупки. А тем временем, соглашаясь на платную упаковку и не решаясь мелочиться из-за 30-40 рублей, мы становимся свидетелями нарушения Правил торговли.

Подумаешь, 40 рублей – тоже мне деньги, – кто-то ворчал в очереди, когда одна дама в магазине просила, чтобы товар ей упаковали бесплатно.

«Конечно, мелочи. Если не считать», – подумал я. И специально провел эксперимент. В мясном отделе взвесил полкило колбасы. К кусочку деликатеса продавец в порядке вещей, даже не удосужившись полюбопытствовать, приплюсовала сорок рублей за пакетик. Четыре булочки к чаю, половинка черного, шоколадные конфеты… И все, разумеется, было упаковано. Конечно, за дополнительную плату.

Продукты мы покупаем практически ежедневно, так что сами считайте, сколько средств уходит только на пакетики.

А между тем в Правилах осуществления розничной торговли и общественного питания, утвержденных постановлением Совета министров от 7 апреля 2004 года № 384, черным по белому написано: товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные в полиэтиленовые пакеты без герметичной упаковки (сыпучие, гранулированные, мелкоштучные и др.). По требованию покупателя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке.

Но давайте выясним, что подразумевать под бесплатной упаковкой? В обществе защиты прав потребителей пояснили: для этих целей в магазинах должен иметься запас упаковочных материалов (пленка, бумага, пергамент, слюда, сетка и т. д.). Поэтому, по закону, продавец будет прав, упаковав, например, конфеты, как в старые добрые времена, в свернутый из бумаги кулечек.

А вот пищевые продукты, предварительно расфасованные продавцом в одноразовые упаковочные материалы (полиэтиленовые пакеты, коробки, стаканчики, баульчики), отпускаются с взиманием стоимости этих материалов по цене их приобретения.

Как пояснили в обществе защиты прав потребителей, любой весовой товар (колбасные изделия, сыр, крупа, макароны), который магазин предварительно расфасовал, должны отпустить по вашей просьбе в бесплатной упаковке. При этом не стоит забывать и о санитарных требованиях: например, печенье из магазинного пакетика вам еще могут переложить в ваш, а вот фарш, творог – ни в коем случае.

Компетентное мнение

начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли РБ Людмилы Петраковской:

– В соответствии с законом о защите прав потребителей никто не имеет права навязывать покупку товара или оказания услуги. А использовать упаковочные материалы и продавать их как товар разрешено только по желанию покупателя. Если у того есть свой пакет, либо он по другим причинам не хочет покупать упаковку, то магазин обязан предоставить ее бесплатно. Кстати, при ее продаже не может применяться торговая надбавка.

К сожалению, очень многие предприятия торговли нарушают это правило.

Каждый покупатель в случае нарушения своих прав может потребовать книгу замечаний и предложений и оставить соответствующую запись. После чего по его обращению компетентные органы проведут проверку.

Существуют ли меры воздействия на недобросовестных продавцов?

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена защита прав потребителя. Согласно статье 12.17, за нарушение правил торговли и оказания услуг населению продавцу грозит штраф в размере от 2 до 10 базовых величин. Если этот случай в течение года будет не единичным, штраф окажется посерьезней: от 10 до 30 базовых.

И это еще не все. По закону о защите прав потребителей (статья 42) Министерство торговли может направить материалы о выявленных нарушениях прав потребителей в исполкомы и требовать приостановления либо аннулирования лицензии.

Несмотря на то что покупателю предоставлен выбор: платить или не платить за упаковку, большинство все же решает, как говорится, не делать из мухи слона. А кто-то при этом вспоминает Европу, где такое понятие, как платный пакетик в магазине, уже давно стало атавизмом.

Тем не менее, пока мы с вами каждый раз будем молчаливо в довесок к товару оплачивать и кусочек целлофана, белорусская торговля будет отличаться от европейской.

Вадим Буданов


3115
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Втурецком городе Синоп открылся завод совместного турецко-белорусского предприятия...
470
Телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг МТС предлагает тариф...
452
Сегодня представители компании «АйПауэр» намеревались передать общественности...
1319
Говорят, что зима - мертвый сезон для стройки. Однако в этом году к середине января зимы...
454
Вирус из Китая угрожает нам?







Ответить