18 ноя / 2019

Бизнес с большой дороги

28 мая 2010

На 76-м километре дороги М1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации мы ожидали предпринимателя из Кобрина Татьяну Лыскович. За 20 минут на этой автостоянке притормозили несколько микроавтобусов и большой автобус с туристами. Люди разминались, искали, где бы уединиться, а затем ныряли в салоны и ехали дальше. Кроме мусорного ящика на этой площадке ничего нет. И на приличном расстоянии – ни одного объекта придорожного сервиса. А ведь могло бы давно стоять кафе: участок сдан в аренду для этой цели несколько лет назад. Что мешает Татьяне и другим предпринимателям воплотить свои планы в жизнь? Почему туристы до сих пор ощущают недостаток хороших недорогих кафе, гостиниц, туалетов, наконец?

Протестировали немцы

Искушенные туристы из Западной Европы весьма требовательны к уровню обслуживания. Туроператоры из Германии, прежде чем отправить своих клиентов по выбранному маршруту, посылают экспертов для оценки придорожного сервиса. Когда группа «разведчиков» одного из крупных туроператоров проехала недавно по трассе от Бреста до Минска, вывод они сделали неутешительный: придорожный сервис требованиям немецких туристов не соответствует. Особенно озадачил немцев санузел в одной из придорожных гостиниц, точнее, непонятное возвышение по краям унитаза. Как заявили эксперты, справлять нужду в позе взлетающего орла их клиенты не собираются. В качестве выхода немцы предложили комплектовать всеми необходимыми услугами автобусы.

Чего хочет турист…

Вплотную развитием придорожного сервиса в Брестской области, как и в целом в стране, занялись сравнительно недавно. Точкой отсчета можно обозначить 2003 год, когда решением Брестского облисполкома была утверждена схема развития объектов придорожного сервиса. Главное внимание уделено двум основным трассам: М1/Е30 (Брест – Минск – граница РФ) и М10 (пинское направление). Власти намерены неуклонно придерживаться принципа: на главных транспортных артериях области могут находиться только объекты придорожного сервиса, соответствующие европейским стандартам.

– Основные требования – эстетический вид, комплексность и качество услуг, соответствующее объектам такого класса, – поясняет главный архитектор области Александр Войтенко. В идеале комплекс должен включать автозаправку, гостиницу или мотель, пункт питания, туалет и душ.

Сегодня далеко не каждый предприниматель «потянет» такой объект со всей инфраструктурой, включая электричество, скважину и очистные сооружения. А соблюсти принцип комплексности тем более по силам только крупной фирме.

Сколько это стоит?

Придорожный сервис – это бизнес с повышенной структурой затрат в сравнении с любым другим объектом обслуживания в любом населенном пункте. Одно дело – привязаться к уже существующим сетям (водопроводу или линии электропередачи) и совсем другое – спроектировать и построить инженерные сети в автономном режиме. Одно из гродненских предприятий попыталось в соответствии со всеми санитарными нормами спроектировать отдельно стоящий комфортный туалет. По предварительным подсчетам, его стоимость составила около 58 млн рублей...

По оценке людей, занятых в этом бизнесе, чтобы построить кафе, да и то средненькое, потребуется порядка 150-200 тыс. долларов. А в комплексе с небольшой гостиницей, автостоянкой и набором санитарных услуг проект будет стоить вдвое дороже. Не в этой ли арифметике объяснение замороженного на годы строительства? Кто не помнит придорожное кафе «Сунiца» в Малоритском районе, на трассе, ведущей на Ковель? Живописное место в окружении берез, уютный интерьер сделали его в свое время очень популярным. Несколько лет назад районная коммунальная собственность была выставлена на аукцион. Новый хозяин – небольшая частная фирма – планировал построить комплексный объект придорожного сервиса. Но за несколько лет здесь так ничего и не сдвинулось с места. Еще один пример – участок у знаменитого «Зубра» на границе Минской и Брестской областей на трассе М1/Е30. Его приобрел с той же целью предприниматель из Барановичей, но к реализации проекта так и не приступил. Поэтому ставка делается на крупного инвестора. Но и он, как выяснилось, не решит всех проблем.

Зачем «Лукойлу» кафе?

Кто они – крупные инвесторы? Ответ можно найти в перечне объектов придорожного сервиса, введенных в эксплуатацию в 2009 году. Малому бизнесу принадлежат всего несколько новостроек в Пинском и Барановичском районах. Большинство объектов возведено такими солидными компаниями, как «РУП «Беларусьнефть-Брестоблнефтепродукт» и ИП «Лукойл-Белоруссия». Сервис они предлагают достаточно разветвленный. К примеру, автозаправка на 2-м километре трассы М1/Е30 построена в комплексе с магазином, кафетерием на 8 мест, автомойкой, теплыми туалетами и душем. Недавно перечень инвесторов пополнило ОАО «Татнефть», планирующее построить в Беларуси сеть автозаправок. Несколько площадок они уже приобрели в Брестской области. Но крупным компаниям интересно работать по своему профилю – продавать ГСМ и оказывать сопутствующие услуги. С гораздо меньшим рвением они занимаются общепитом. Это, как правило, небольшая стандартная кафешка, где турист может перекусить чем-нибудь на ходу. Если же он хочет отдохнуть в уютной обстановке и отведать фирменное или просто по-домашнему приготовленное блюдо, будет искать другое место.

Хай-тек по-березовски

Свой вклад в развитие придорожного сервиса внес и Березовский мясокомбинат. Вначале устроил небольшое кафе на месте бывшего поста ГАИ. А в прошлом году на 116-м километре «олимпийки» сдано в эксплуатацию большое кафе (на 50 мест) в стиле хай-тек с претенциозным названием «АмПир». Большая площадка позволяет в перспективе реализовать планы – построить гостиницу, охраняемую автостоянку и АЗС. «Фишка» осталась та же, туристу предлагают фирменные мясокомбинатовские блюда: рубец, свиные ножки, мозги жареные, кровянку домашнюю. Можно увезти с собой попутно березовские деликатесы. Но и здесь напрасно ждать душевного сервиса: сок вам подадут только из холодильника, а минералку откажутся налить в стакан. Рентабельность предприятие повышает за счет сопутствующих услуг – обслуживания свадеб и банкетов.

Избушка в лесу

Небольшое кафе «Викинг Моторс» в Барановичском районе открылось в 2005 году. До этого здесь была утрамбованная гравием площадка с мусорной ямой, где останавливались дальнобойщики: меняли шины и сливали масло. Это место в лесу, в ста метрах от трассы, приглянулось предпринимателю из Барановичей. Теперь здесь с удовольствием останавливаются водители: отдохнуть и отведать фирменного шашлыка. Рядом с кафе – беседки и детская площадка. Но выяснилось, что в свое время хозяева недооценили отсутствия электросетей. Оно дает о себе знать и спустя пять лет. «Проблему мы решаем за счет трех генераторов, – рассказывает хозяйка кафе Алла Костюк. – Но это очень дорого. Стоимость одной установки – около 1,5 миллиона. А обслуживание каждой обходится дополнительно в 100 тыс. рублей в сутки. Кроме того, генераторы за год вырабатывают свой ресурс. Еще в 2008 году нам обещали за счет бюджетных средств провести линию электропередачи длиной 8 км. Но в Барановичском райисполкоме ответ один: нет средств. А самим нам это не под силу».

О льготах знают, но никто не пользуется

Указ президента № 270 от 15 мая 2008 года призван был облегчить участь предпринимателей. Он предусматривает льготное кредитование строительства и реконструкции объектов придорожного сервиса и инфраструктуры к ним. С восемью банками, уполномоченными обслуживать государственные программы, были согласованы и условия: на срок до 5 лет по кредитам в белорусских рублях – в размере 2/3 ставки рефинансирования Нацбанка и в иностранной валюте – под 8 % годовых.

За два года никто не проводил мониторинг, как работает этот механизм. А по неофициальной информации, никому из представителей малого бизнеса не удалось им воспользоваться. Предприниматели или рассчитывают на свои силы, или занимают средства у родственников, или берут кредиты в банке на общих основаниях. Вот два отзыва:

«Я хотела стать соучредителем предприятия придорожного сервиса. Кредит на покупку бизнеса моей фирме в банке, где мы обслуживаемся, предложили в сумме 15 тыс. рублей под 20 % годовых максимум на 2 года. Что за эти деньги можно сделать?..»

«В этом году мы собираемся открыть наше кафе. Конечно, пришлось воспользоваться заемными средствами, но не по 270 указу, а на обычных основаниях в коммерческом банке под 25 % годовых. Мне просто не дали льготный кредит, мотивировав тем, что, как у ИП, у меня недостаточный товарооборот».

Все эти «ухабы» должны быть учтены при корректировке Генеральной схемы развития придорожного сервиса в конце 2010 года. Новая стратегия будет рассчитана на пятилетку (до 2015 года). А пока малому бизнесу и крупным инвесторам предлагают объединить усилия: одни строят кафе или гостиницу, другие – заправку. Пока не особо получается. Предпринимателю из Барановичей, взявшему в аренду участок земли на границе двух областей, возле «зубра», в облисполкоме посоветовали создать единый комплекс услуг совместно с «Татнефтью», которая приобрела участок по другую сторону дороги. И соединить объекты красивым мостом. Увы, оригинальное предложение пока не нашло понимания у сторон.


3015
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3900
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2436
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1835
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2220
Вы владеете недвижимостью?











Ответить