20 ноя / 2019

Подумай о покупках свысока

17 марта 2010

С потребительским бумом человечество заигралось. Начинали как будто в лото, оказалось – в дурака. И уже без лишнего точно не можем. Но чтобы все эти вкусные и модные навороты произвести, надо затратить горы невосполняемых ресурсов, отравить квадратные километры окружающей среды, сжечь топливо на доставку, захламить гектары земли мусорными отходами.

Но вот что радостно: любой маленький человек может отбиться от данной напасти кукишем. У прилавков мы все – избиратели. Голосуем денежными знаками за одни товары, отправляем куда подальше другие. И в общеторговых масштабах тем самым формируем производство. Нашему магазинному электорату пришла пора возмужать. Времена потребительской невинности, когда даже необходимое было в дефиците, кончились. Теперь же покупать надо сознательно, а мы не умеем.

Но очень обнадеживающее заявление прозвучало недавно из уст председателя общества защиты прав потребителей Ирины Марковой. Разбираться с недостатками в торговле – это лишь часть работы. Отныне организация займется не только защитой, но и воспитанием покупателей. От знания, как не быть обманутым, предстоит возрасти до самого широкого смысла: как выбирать товары с максимальной пользой для себя и окружающей среды.

Мы, конечно, от производства таких товаров отстали. А вот в мире наблюдается выделение экологически озабоченных производств в отдельную партию. Товары, сделанные без применения вредных добавок и по щадящим для природы технологиям, принято помечать специальными знаками. Если к замешанной на совести цепочке подключается еще и сознательный покупатель, то это социальное явление именуется устойчивым потреблением.

Помочь брестчанам усвоить этот термин и его смысл взялись две организации. Помимо уже упомянутого общества защиты прав потребителей, это общественная организация «Зеленый край». Но едва ли общественники понадеялись бы на свои силы, если бы у проекта не было более респектабельных сил. Наконец-то из-за границы просочилось действительно здравое веяние.

При финансовой поддержке Министерства иностранных дел Королевства Нидерланды в некоторых белорусских городах созданы информационные центры по продвижению ликбеза в нашу действительность. Образование цивилизованных покупателей намечено в Минске, Гомеле, Могилеве, Бресте и Барановичах. Каждые три месяца «взявшиеся за гуж» общественники съезжаются в Минск для отчета о проделанной работе. Туда же прибывают и голландские участники проекта, двое из которых – бывшие советские люди. Такая международная озабоченность проблемой по крайней мере понятна: земля-то у нас одна.

Что же могут экологические «интервенты» совместно с отечественными общественниками поделать с нашей товарно-спросовой запущенностью? Ведь конечная цель программы уже не шуточная: способствовать развитию производств, отвечающих требованиям чистоты и безопасности не на словах, а на деле.

Местный товарный «Гринпис» начал с разведки и информирования. В народ пошли волонтеры с анкетами. Опрашивали потребителей около крупных торговых точек. Всего в нашей области работали 16 человек, каждый из них опросил 125 покупателей. Среди полученных ответов оказались и неожиданные. На вопрос: «Готовы ли Вы платить больше за экологически чистые (натуральные) продукты, если их экологическая чистота подтверждена авторитетной организацией?» положительно ответили 76,8 % опрошенных.

Результаты анкетирования сейчас обрабатываются в Минске. Предстоит еще второй этап опроса. А потом, по словам брестских представителей движения, можно будет приступить к работе с производителями. Выявлять тех из них, кто заинтересован в экологически чистом производстве, способствовать успеху такого начинания.

Честно говоря, практическая часть проигрывает теоретической. Уж очень у нас устойчивое злоупотребление. Таких производственников, которые не травят ни окружающую среду, ни пользователей, навскидку не вспомнишь. Иные, конечно, любят козырнуть гуманным рекламным лозунгом. Но сроки хранения выпускаемых продуктов уж очень разоблачительно красноречивы. Где вы видели, чтобы молоко было полмесяца свежее? То ли это молоко законсервировано, то ли в нем иными способами убито все натуральное и полезное. В этом смысле гораздо правдивее наивная сметанка какого-нибудь «Ляховичка». Но опять-таки, отвечает ли требованиям экологии весь технологический цикл? С выращиванием овощей и фруктов и того хуже: что-то никто даже не пытается «высунуться» под флагом партии зеленых из толпы коллег. Как же нам выполнить одну из главных рекомендаций системы устойчивого потребления: «Чтобы снизить негативное влияние транспорта на природу, предпочтение следует отдавать продуктам и товарам местного производства, а покупки делать в ближайших магазинах».

Может быть, отбор надо начинать с голосования «против»? Если в нашем королевстве никто пока особенно не выделяется чистой продукцией и производством, то утаить особо «грязные» и лукавые технологии невозможно. Кстати, именно поставщики пыли в глаза заваливают торговые ряды своими нахимиченными произведениями. Они же при нашем покупательском попустительстве вытесняют и тех, кто, если не из сознательности, то хотя бы из-за отсутствия новейших агрессивных технологий работает честнее. А вот взять бы и перестать покупать всю халтуру, которой завалены торговые точки! Пусть это бумерангом вернется производителю, и он упьется горькой чашей раньше, чем голубая планета захлебнется в отраве и мусоре. Это не дело, что в первую, вторую и третью очередь производственники пекутся о коммерческой выгоде. Чтобы заставить их думать о пользе для жизни, надо задуматься о ней каждому.

Пункты кодекса нового потребительского мышления (из буклета по устойчивому потреблению):

- Отдавайте предпочтение стеклянной таре вместо Tetra Pack. Tetra Pack является многослойной упаковкой, которая содержит пластик, алюминий и бумагу. Такая упаковка практически не поддается переработке в наших условиях.

- Покупайте стиральные порошки с наименьшим содержанием ароматизаторов. Дополнительные «ароматы», исходящие от свежевыстиранного белья, - это не только приятные запахи, но и химическое загрязнение воздуха в вашем жилище синтетическими веществами.

- Миллионы людей в разных странах уже осознали ловушку, в которую заманивает образ жизни, навязанный рекламой и старыми стереотипами. Эти люди стараются уменьшать свой уровень потребления, при этом их качество жизни практически не страдает.


2639
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3905
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2439
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1837
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2221
Вы владеете недвижимостью?











Ответить