20 ноя / 2019

На платформе модернизации

17 марта 2010

Белорусская экономика вступила в период системных перемен. Кризис заставляет переосмысливать накопленный опыт, переделывать старые планы и перестраивать мышление. Государство само не может вытянуть огромный груз проблем. Да и не должно. Для решения экономических задач есть бизнес. С социальными проблемами эффективнее и дешевле справляться при поддержке гражданского общества. Такова особенность развития нашей страны на современном этапе.

Это если вкратце сформулировать основной пассаж XI Ассамблеи деловых кругов, состоявшейся на прошлой неделе в столице. Более полно он отражен во вновь принятой Национальной платформе бизнеса – 2010. Сей документ изложен целой брошюрой. Но суть его можно выразить несколькими абзацами, в которых лидеры бизнес-ассоциаций, независимые эксперты попытались в очередной раз пояснить руководству нашей страны то, что в развитых странах давно воспринимается как азбучные истины…

Монополизм и внешнее давление угрожают бизнесу

Либерализация в стране только началась. Предприниматели отмечают незначительное улучшение делового климата. Однако воспользоваться этими изменениями частный бизнес пока не может. Во многих случаях издержки бизнеса от законодательных новшеств возросли. Кризис требует более системной, комплексной работы над улучшением бизнес-климата. Добрая воля правительства, опыт и знания предпринимателей, глубокая аналитика экспертов – вот новая комбинация для реальной поддержки экономических реформ.

В стране сегодня особый интерес к реструктуризации и приватизации государственных предприятий. Активизировались процессы формирования крупного частного капитала. Есть угроза, что место для малого и среднего бизнеса в модели, построенной на крупном монопольном бизнесе, будет маргинальным. Национальный бизнес готов к честной, ответственной реструктуризации собственности, ее широкой народной приватизации. Мы вправе ожидать, что государство будет считать приоритетным участие белорусского бизнеса в реструктуризации и приватизации не только объектов торговли и сферы услуг, но и промышленных предприятий – не раз заявлялось с трибуны Ассамблеи.

«Мы видим будущее нашей страны не в формировании сверху 50 крупных монополистических холдингов, а в появлении снизу сотен тысяч самостоятельных и успешных предприятий и предпринимателей. Государство создаст им условия – они предоставят миллионы рабочих мест по всей стране. Главное – не чинить им бюрократических преград, а защищать законом. Именно предприниматели мостят национальную дорогу в наше европейское будущее. Иностранный капитал стремится заполучить перспективные предприятия и активы, обладая значительными финансовыми ресурсами. В этом тоже заключается угроза для проведения цивилизованных рыночных реформ, для достойного места малого частного бизнеса в структуре производства и обмена товаров и услуг. Независимость страны может быть гарантирована только тогда, когда у нее есть собственный мощный национальный бизнес и эффективное законодательство, надежно защищающее его интересы», – говорится в Платформе.

Перезагрузка на пути к ЧГП

«Однако в существующей модели развития экономики и бизнеса большинство решений принимается сверху, – говорили выступающие. – Правительство в равной степени вмешивается в работу как государственного, так и частного бизнеса. За малейшие нарушения предприниматели жестко наказываются. Инновационный подход сегодня – в децентрализации принятия экономических решений, в установлении доверия правительства к бизнесу. Создавать, а не перераспределять, быть ответственным собственником, а не бюджетным иждивенцем, открыто конкурировать на рынке, а не требовать особых правил игры – в этом нравственная основа белорусской экономики. Что хорошо для предпринимателя, то хорошо для Беларуси. Такова новая идейная основа экономики устойчивого развития, экономики будущего».

Пожалуй, впервые на Ассамблее широко прозвучал термин «частно-государственное партнерство» (ЧГП). Суть этого процесса (впервые он был озвучен в Великобритании в середине прошлого века) заключается в том, что государство создает инфраструктуру предприятия и постепенно передает ее частнику, как более эффективному собственнику. В странах Восточной Европы при помощи ЧГП проводились многие приватизационные сделки во время экономических реформ и перехода к рынку. Этот метод доказал свою эффективность. Главное – добиться честности и прозрачности, исключить коррупционную составляющую, чего опять же невозможно сделать в рамках нынешней белорусской модели, где бал правит чиновник, а возможности общества контролировать власть весьма ограничены.

«Мы предлагаем перезагрузку отношений между бизнесом и властью на основе взаимовыгодного партнерства и доверия. Нам нужно возродить в наших людях дух предпринимательства. Государство должно выполнять роль светофора, а не шлагбаума на пути развития бизнеса. Законы, затрагивающие интересы предпринимателей, не должны приниматься без их участия. Иначе трудно рассчитывать на успешную модернизацию, а надежды на выход из кризиса и на экономический рывок будут оставаться иллюзорными».

Либерализацию не свернут?

Готова ли действующая власть услышать и принять предложения, прозвучавшие со стороны бизнеса? Откровенно говоря, ответ на этот вопрос так и остался для многих загадкой. Выступивший на Ассамблее замминистра экономики Андрей Тур отметил, что взаимодействию с бизнесом государство придает большое значение. Совместным планом действий Совета министров и Национального банка по достижению прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2010 год предусмотрена разработка проекта закона о частно-государственном партнерстве. «Мы сейчас к этому приступаем совместно с бизнес-сообществом. Это будет наша общая стратегическая задача на этот год», — сказал Тур.

Кроме того, по словам замминистра, завершается разработка плана либерализации экономической деятельности на 2010 год. Документом предусмотрено дальнейшее совершенствование административных процедур, технических нормативных актов и стандартов. «Речь идет о том, чтобы расширить возможности малого предпринимательства в использовании заемных средств, создании в республике гарантийных фондов, которые возьмут на себя обязательства по обеспечению возврата кредитов, целый ряд других задач, связанных с расширением сети инфраструктуры, поддержки предпринимательства в регионах», — сказал Тур. И далее он отметил, что добиться успеха в экономике будет крайне сложно, если в обществе не изменится в лучшую сторону отношение к бизнесменам. Золотые слова. Но готова ли сама власть изменить свое отношение к частнику? Согласится ли она сидеть на одной скамейке с представителями бизнеса, не предлагая им подсаживаться на приставных стульях? От этого будет зависеть очень многое.

Приоритеты, обозначенные платформой

Одной из основных целей Национальной платформы бизнеса Беларуси – 2010 (НПББ) является существенное сокращение издержек для повышения его конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках. Речь идет как об уменьшении налогового бремени, так и о снижении затрат на выполнение предпринимателями требований тысяч актов законодательства. Нужно сделать его простым, понятным, непротиворечивым, легким и дешевым для выполнения. Первостепенными задачами также являются улучшение деловой среды, консолидация бизнес-сообщества, развитие полноценного диалога бизнеса и власти, развитие механизмов саморегулирования рынка, защита прав собственности, расширение пространства для частной инициативы. Государство должно резко сократить количество административных барьеров. Работа в этом направлении ведется, но пока что явно недостаточная. Предприятия всех форм собственности должны работать в одной системе координат, без дискриминаций и преференций.

Мнения участников Ассамблеи

Елена Грушко, исполнительный директор Союза предпринимателей Брестской области:

– Я считаю, что основная задача Ассамблеи – наладить полноценный, а главное, эффективный диалог бизнеса и власти – не была достигнута. К сожалению, диалога не получилось. Это было видно уже с самого начала, когда руководители правительства, Министерства экономики, Высшего хозяйственного суда и других правоохранительных структур проигнорировали Ассамблею (хотя, насколько я знаю, ее специально переносили, чтобы все приглашенные могли прийти). А те чиновники низшего ранга, которые все же присутствовали в самом начале, довольно быстро ретировались. То есть было очевидно, что разговаривать с нами не очень-то хотят. Получается, когда нужно государству разгружать склады, идут к предпринимателям, и они, как муравьи, пытаются тащить на себе этот груз. А когда бизнес просит государство подставить плечо (причем речь не идет о каких-то преференциях, а всего лишь о создании равных условий для всех субъектов), эту задачу никак не могут решить. Ну, если так оскудела на умы белорусская земля, может, стоит поехать поучиться у ближайших соседей, тех же поляков, венгров, литовцев?.. Одним словом, для меня очевидно, что наша власть пока не слишком заинтересована в развитии малого и среднего бизнеса. И это не дает повода для уверенности в завтрашнем дне.

Галина Дребезова, юрист, руководитель ОДО «Дребезова и партнеры»:

– Темой моего выступления была судебная реформа. На мой взгляд, и руководство страны, и частный бизнес должны отдавать себе отчет в том, что при существовании нынешней судебной системы, построенной на пресловутом принципе «вертикали», ни о каком нормальном развитии белорусской экономики и национального бизнеса не может быть и речи. А если у нас не будет всесторонне защищен институт собственности, какие бы шаги государство ни предпринимало в плане либерализации экономики, оно будут терпеть неудачу. Многие мои зарубежные коллеги говорят: пока в Беларуси будет такая судебная система, построенная на «вертикальном» принципе, мы не рекомендуем своим клиентам вкладывать деньги в вашу страну. Из своего богатого опыта я могу сделать однозначный вывод: очень многие судебные решения не содержат четкой мотивировки. То есть суды не утруждают себя объяснениями на предмет того, почему принимается именно такое решение, хотя оно может быть и верным с точки зрения закона. Сегодня любому гражданину, предпринимателю в том числе, выиграть процесс у государственных структур или предприятий практически нереально. Когда судьи принимают решения без достаточных на то оснований в пользу таможни, милиции и т. д., они, как правило, считают, что действуют в интересах государства. Но, по моему глубокому убеждению, они таким образом наносят стране непоправимый ущерб. И с этим нужно что-то делать.


2037
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3905
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2439
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1837
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2221
Вы владеете недвижимостью?











Ответить