15 ноя / 2019

Пока другие плачут

23 декабря 2009

Довелось на днях поговорить с интересным человеком. На дворе — мировой кризис, а его фирма представляет продукцию на престижных международных выставках и уверенно плывет дальше по волнам экономики. Сегодня мы поведем разговор на кризисную тему с руководителем одной из брестских компаний Александром Б. (ситуация в малом бизнесе в очередной раз обострилась, поэтому предприниматель просил не называть его фамилии).

Трудности закаляют, говаривал некогда Суворов. По-разному оценивают сегодня положение социологи и экономисты. Известный русский вопрос «кто виноват?» уже никого не интересует, но по-прежнему актуален другой — «что делать?»…

Не волноваться. Кризис все воспринимают весьма однозначно, а у медали, как водится, две стороны. Стало быть, нужно посмотреть на обратную сторону. Кризис — замечательное время использования предоставленных им же возможностей, умения показать себя и сделать множество тех вещей, до которых в более благоприятный период не доходили руки. Кризис — отчасти кайф. Уточню — для сильных и зубастых компаний. Если конкурент уходит со сцены, его место, как правило, пустым не остается. До кризиса рисовалась примерно такая картина: работают пяток солидных фирм и «едят» свой большой пирог. От него же кормится десяток небольших фирмочек, получая свои крошки. Но крошек нынче мало, и всем уже не хватает…

В теории все понятно, а что конкретно можно посоветовать коллегам по цеху?

Пока другие стонут и сворачивают «удочки», освобождается их ниша на рынке — занимайте ее. Переосмысливайте ситуацию, обращайте себе на пользу промахи конкурентов, внедряйте инновационные технологии (время для этого появилось), сконцентрируйтесь на главном «коньке», реализуйте непрофильные активы, пусть даже себе в убыток, но не распыляйтесь… Предприниматели, уймите дрожь в коленках и… оцените кризис.

Легко сказать… А если деньги уже вложены в производство до последнего рубля и на складе гора продукции — как тут «выруливать»?

Вот чем отличается предприятие государственной формы собственности от частного. Частник никогда не станет «вмораживать» средства, а уж работать на склад — тем более, чтобы потом голова болела, куда все это девать. Нельзя жить в расслабленном состоянии: без долгосрочных планов, без мало-мальской оценки экономических перспектив, постоянно сглаживая ситуацию, руководствуясь сиюминутными меркантильными интересами.

Многие ИП привыкли к легкому и быстрому рублю: закупил товар, ввез в республику, реализовал, навар потратил и — по новой… Это не предприниматель в истинном значении слова, а просто фарцовщик по-старому, по-советски. Некоторые плачут, что глава государства лишил их льгот. Правильно, массу мелких ИП давно надо было ликвидировать ввиду их несостоятельности. Что они давали государству? Пару процентов ВВП на Брестчине. Хотя для себя они привыкли только брать: пока не накрутят 100 процентов — нет им покоя. 30-процентная наценка их уже не устраивает. И что получается? Законопослушное ООО блюдет все правила, легально ввозит товар, исправно платит налоги, но при этом зарабатывает… меньше. А ИП из последних сил цепляется за свое, с позволения сказать, предпринимательство и даже не пытается разобраться в юридических нюансах, но при этом имеет большую маржу на единице товара. Зачем ему лезть вверх, учиться самому и учить персонал, подбирать специалистов, чтить закон, если проще вторить своим коллегам, что налоги у нас высокие. Изначально неверная система, при которой «правильной» фирме сложно конкурировать с «неправильными» ИП. В цивилизованной Европе подобное давно не проходит: наценка в 10 процентов — хорошо, 20 — уже счастье! Давайте пофантазируем: дадим нашему «ипэшнику» поработать «там» и посмотрим, что он запоет, скажем, через полгода. Уверен: он быстренько вернется в белорусскую «теплицу». У нас — простор… Только мы этого не ценим, не научились.

А как быть с расхожим мнением насчет того, что товар в период кризиса залеживается на складах, не продается, поскольку у покупателя денег нет и он сто раз подумает, прежде чем что-то приобрести…

Проблема, конечно, существует, но катастрофы нет. Кризис мало что изменил — разве в некоторых головах пошалил, сместил акценты, но товарный рынок-то остался, он никуда не делся. Ну да, сократились объемы, несколько уменьшилась покупательская способность, однако товар по-прежнему нужен покупателю: есть-пить надо, одеваться-обуваться… Так что работай, дорогой предприниматель, без оглядки на кризис, если умеешь и хочешь работать, а не умеешь и не хочешь — голодай или иди в наемные рабочие. Принцип простой.

Жестковато как-то, хотя, надо признать, время сложное. И людей приходится сокращать…

Пришло время непопулярных решений. Приходится увольнять работников — не лучших, конечно. Болезненный процесс, но другого не дано. Зато такая мера позволяет сохранить потенциал предприятия: главное, как говорится, — скелет, а остальное со временем заново нарастет. И не надо бояться конфликта, который неизбежен, особенно в кризис. Если сам хочешь быть лучшим, трудись с лучшими, работай над экономической безопасностью предприятия — и ты выживешь в самой жесткой ситуации. Ах, кризис, ох, конкуренция! Взгляд «совка» на вещи: сосед-де поставил палатку и бананы продает, зачем мне открывать то же? А ты рядом павильон поставь и будь лучше него. Как? Думай: бонусы, купоны, дисконт, цена дня, ассортимент, одежда продавца — море вариантов. Ведь у белорусов низкоконкурентный рынок по сравнению с дальним и ближним зарубежьем. Плотность малого и среднего бизнеса в Беларуси в 5-10 раз ниже, чем, к примеру, в соседней Польше.

Кстати, по поводу экономической безопасности предприятия: если о ней не думать, особенно в смутное время, можно споткнуться и запросто упасть. О том, чтобы подняться, и речи нет…

Конечно, в кризис трудно ожидать ощутимого роста предприятия, но можно поработать над собой… Да мало ли — завести классный сайт, откорректировать программное обеспечение, вложить средства в самые современные компьютеры (только не нужно использовать их в качестве калькулятора или пишущей машинки), учиться самому и учить сотрудников. Это в частности. А если по большому счету, то глава нашего государства уже давно говорил, что белорусы слишком долго работали в сборочном цехе России. Правильно: многие, не заботясь об экономической безопасности предприятия, зациклились на российском рынке и поэтому быстро стали выдыхаться. Но ведь политическая и экономическая ситуация в соседней стране лишь слегка изменилась, однако для многих одно это уже послужило причиной закрытия их предприятий. А представьте себе, что было бы, не стань в одночасье таможенного союза с Россией?! Страшно вообразить. Потуги по поводу диверсификации продаж начались только сегодня, а надо бы — вчера! Логистическая составляющая страдает, не говоря уж об информационной.

А каким, собственно, должен быть руководитель предприятия, чтобы без страха смотреть в перспективу?
С высшим образованием, а еще лучше — с двумя. Знать тонкости юриспруденции, экономики, бухгалтерского учета, не считать слова «демпинг» и «диверсификация» новыми в своем словаре. Уметь саморазвиваться, слушать и слышать.

В чем же тогда секрет успешного предприятия?

Секрет успеха в мелочах. В той же рекламной картинке, придуманной креативным дизайнером, в словах, которые на ней написаны, в правильно составленном прайсе, в досконально выверенном товаре, в скрупулезно «вылизанной» упаковке. Душу надо вкладывать в каждую мелкую составляющую дела, тогда и отдачу получишь, и трудовой коллектив станет сплоченным, и рабочие перестанут чисто механически отрабатывать зарплату.

Талант руководителя любого ранга как раз и состоит в умении находить профессионалов. Говорят, нет дизайнеров, менеджеров, некому работать… Не верьте — есть! Ищут не так и не там. Не помогло объявление в СМИ — воспользуйся Интернетом, ищи у коллег «по цеху», спроси у покупателей, продавцов, наконец, перемани грамотного профессионального сотрудника у конкурента. И потом. В развитых странах топ-менеджеру передают часть акций того предприятия, на котором он работает, чтобы болел за дело, как за свое. В Беларуси подобная практика не получила столь широкого распространения, поэтому изначального интереса у подобного управленца — ноль. Да и не выращивают у нас настоящих топ-менеджеров («белых воротничков» в просторечии). Существующим бизнес-инкубаторам это не под силу. Да и чему может научить специалист, у которого зарплата миллион рублей или полтора? Тот, кто знает, как эффективно построить бизнес, и умеет заработать не один миллион в месяц, по определению не будет работать в инкубаторе. Совет прост: заплатите лектору больше, пригласите солидного столичного профессора, и его действительно будут слушать с неподдельным интересом. Пригласите практика, который способен растолковать начинающим, обосновать, какую систему налогообложения выбрать, «разжевать» калькуляцию цены на импорт… Я бы, например, с удовольствием послушал лекции руководителей таких предприятий, как ОАО «Савушкин продукт», СП «Санта Импэкс Брест» ООО, СП ОАО «Брестгазоаппарат»… Повторюсь — учиться надо у лучших, нужно уметь слушать и слышать. И если раньше предприниматель не хотел вникать в суть многих вопросов, то сегодня углубиться в бизнес-процессы его принуждает кризис. Он стряхнул шелуху и многих заставил думать. Как минимум.

Лариса Волынчук

2066
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3894
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2435
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1833
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2217
Вы владеете недвижимостью?











Ответить