17 ноя / 2019

Отдых «минус»

04 декабря 2009

Нынешний сезон профессионалы туристического бизнеса называют самым сложным за последние 10 лет. Падение спроса на туристические услуги произошло практически по всем направлениям. И это особенно ощутимо по сравнению с прошлым годом, который для большинства белорусских туроператоров сложился более чем успешно. По официальным данным, в 2008 году объем оказанных населению туристско-экскурсионных услуг вырос на 56,2 % при прогнозе роста 28 %. Среднестатистический белорус вошел во вкус отдыха «не на даче» и готов был экономить целый год, чтобы летом позволить себе путешествие по Европе или солнечные ванны на берегу моря. И тут этот кризис, будь он неладен!

Еще в начале 2009 года аналитики в Беларуси предрекали: при пессимистичном развитии событий спрос на летние туры может снизиться на 15-20 %. Действительность оказалась еще хуже. По данным интернет-ресурса «Завтра твоей страны», объемы продаж туристических услуг в сравнении с минувшим летним сезоном упали в Беларуси в среднем на 20-30 %. Однако большинство туроператоров не склонны драматизировать ситуацию. «Честно говоря, мы ожидали, что будет еще хуже», — признались нам в одной из брестских туристических фирм, специализирующейся на недорогом, бюджетном отдыхе.

Похоже, Брестскую область туристический застой действительно коснулся меньше других регионов. По данным управления физической культуры, спорта и туризма облисполкома, за 9 месяцев этого года за пределы страны «организованно» выехали на отдых 20,8 тысячи человек. За аналогичный период прошлого года их было 24 тысячи. То есть снижение есть — но не катастрофическое.

Все без исключения фирмы отмечают: меньше всего пострадал тот сегмент туристического бизнеса, который ориентировался на состоятельного клиента. Богатые люди приложили все усилия, чтобы остаться в нише престижного отдыха, хотя и несколько снизили требования к сервисной планке. К примеру, если в 2008 году такой клиент очень тщательно перебирал гостиницы люкс-класса, то в этом не брезговал обычными пятизвездочными, а порой и четырехзвездочными отелями. Правда, VIP-клиенты погоды не сделали. На Мальдивах отдыхают — и отдыхали — считанные единицы. В этом году — пять человек.

Зато так называемый средний ценовой сегмент влияние кризиса ощутил в полной мере. В этом году недосчитались клиентов относительно недорогие автобусные туры, в которых белорусы знакомились с жизнью и достопримечательностями Чехии, Франции, Италии и других стран Европы. Увидеть Францию, к примеру, в этом году (данные за 9 месяцев) позволили себе только 56 человек. В прошлом их было ровно вдвое больше. Значительно меньше белорусов в этом году привлекали Черногория и Хорватия. Не обошло падение спроса даже Турцию, в последние годы считавшуюся хитом продаж. Правда, если в целом по Беларуси турфирмы говорят о полном провале турецкого направления, то у нас от отдыха на тамошних пляжах отказались лишь около 150 человек. Возможно, они переключились на Болгарию или Египет. Это единственные страны, спрос на которые вырос. Если в Болгарии, к примеру, в 2008 году нежились на песчаных пляжах 920 жителей Брестской области, то в этом — 1246. Оно и понятно: дешевле. Правда, правило «переключиться туда, где дешевле» не сработало по отношению к Румынии. Спрос на нее упал на 30 %.

Тяжело в этом году продавался даже Крым, традиционно считающийся местом массового отдыха белорусов. В ряде брестских турфирм признают: случаи, когда в разгар сезона не удавалось набрать полный автобус людей, были не редкостью. В этой ситуации в выигрыше оказались фирмы, имеющие собственный транспорт: его заполняли всем миром, и автобусы все-таки курсировали. Отдых в Украине посредством турфирм в этом году позволили себе на 3 тысячи меньше брестчан, чем в прошлом. Правда, не исключено, что часть из них поехали дикарями. Опять же в целях экономии.

Туроператоры не скрывают: они очень надеялись поправить положение дел к концу года. Как правило, уже с ноября народ начинает интересоваться лыжными и рождественскими турами, и на период с середины декабря по февраль приходится пик продаж. К новой подножке в виде эпидемии гриппа не был готов никто. Особенно ощутимый удар получили фирмы, в чьем объеме услуг немалое место занимали автобусные экскурсии для школьников. Практически все «детские» туры по стране были отменены. В глубоком минусе оказались и те туроператоры, что работали на украинском направлении (Ужгород и Ивано-Франковск). Напуганные размахом эпидемии в тех краях белорусы категорически отказались ехать любоваться тамошними красотами, хотя из-за относительной дешевизны еще год назад эти туры были очень востребованы.

Эхо кризиса, грипп и аномально теплая для декабря погода — причины, которыми туроператоры объясняют падение спроса на зимний отдых. В одной из самых крепких брестских фирм это падение оценивают в 30-40 %. Общая картина такова: большинство из тех, кто мог себе позволить хотя бы недельный отдых два-три раза в год, на этот раз ограничились одним летним. Похоже, ажиотажа вокруг зимнего отдыха не будет. «Лыжники», обычно уже с середины ноября атаковавшие туристические офисы, только-только начинают просыпаться. Их по-прежнему интересуют горные курорты Чехии, Польши и Австрии. На Буковель спрос много меньше.

Что касается новогодних и рождественских туров, то лишь в одной из четырех фирм, с главами которых автор общалась при подготовке материала, подтвердили: две группы полностью набраны, хотя и не без помощи россиян, которых среди клиентов — около трети. Остальные туроператоры уже смирились с тем, что и на этом направлении они нынче недополучат доходы. Правда, отмечается одна любопытная деталь. Среди брестских клиентов, которые уже отдыхали на горных курортах, появились такие, которые в этом году предпочитают выбирать себе отели как минимум классом выше. Благосостояние этих счастливчиков, вопреки кризису (или благодаря ему?), заметно выросло.

Но таких опять же — считанные единицы.

Елена Трибулева

2186
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3899
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2436
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1835
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2218
Вы владеете недвижимостью?











Ответить