15 ноя / 2019

Кредит доверия

17 июля 2009

Конечно, было бы очень здорово прийти в банк, попросить мешок денег, тут же получить его безо всяких проволочек. Сказал, мол, нужен кредит - и его тебе выдали… Но об этом можно лишь помечтать, потому что банки идут навстречу отнюдь не каждому. Общеизвестно: давая деньги в долг, банк намерен получить обратно не только эту сумму, но и прибыль в виде процентов. Однако всегда есть риск, что заемщик ему деньги не вернет. Вот и вынужден он подстраховываться разными способами… Хотя, видимо, не все согласны с тем, что для этой самой подстраховки все средства хороши.

Заговор молчания?

В редакцию «Вечерки» обратилась Елена Юрьевна (имя изменено) и рассказала, что попыталась в Бресте в одном из банков оформить потребительский кредит на ремонт квартиры. Собрала и предоставила все нужные справки, терпеливо ждала названный срок, а, когда позвонила по указанному номеру телефона, ей сказали, что в выдаче кредита отказано. Она приехала в банк, чтобы узнать, что послужило этому причиной, но с ней даже не стали говорить, лишь бросили в ответ: «Это коммерческая тайна!» По словам Елены Юрьевны, оскорбило и вывело ее из равновесия не то, что с ней не заключили договор, а что отказались с ней говорить.

«Получается, теперь сама должна догадываться, что со мной не так, - взволнованно говорит Елена. - Прекрасно понимаю, что они, прежде чем принять решение, «просветили» меня насквозь - что ж, это их право. Так неужели теперь так сложно объяснить мне, в чем дело, почему отказ? Я имею постоянное место работы, судимостей нет, да и сумму просила не очень большую – всего 3 миллиона рублей. Выдают кредит не из благотворительных побуждений, на этом деньги зарабатывают. Но к тем, кто мог бы принести им доход, относятся совсем неуважительно. После похода в банк чувствую себя так, будто по лицу отхлестали мокрой тряпкой. Разве можно смириться с тем, что, казалось бы, солидное учреждение не считает нужным соблюдать хотя бы формальные нормы приличия? Может, кому-то совершенно все равно, по какой причине ему отказали в кредите, но, если человека это интересует, почему нужно от него что-то скрывать?..»

Подписалась – значит согласилась

Однако в банке, куда обратилась за кредитом Елена Юрьевна, смотрят на ситуацию совершенно под иным углом. Исполняющий обязанности начальника центра банковских услуг считает:

- К клиентам наш банк относится лояльно. Во всяком случае, мы их заранее предупреждаем о том, что причину отказа в кредите вправе не разъяснять. Такой пункт есть в анкете заявок кредитополучателя, которую в обязательном порядке заполняет претендент. Если под анкетой есть его подпись, значит, он согласился с тем, что банк оставил за собой право не называть причину отказа. Дама, о которой идет речь, такую анкету подписала, и мне непонятно, к чему ее возмущения. Могу лишь сказать: беспричинно никому не отказываем. Банк – коммерческая структура, которая вправе самостоятельно решать, кому предоставить кредит, а кому - нет. В конце концов, при выдаче займа банк рискует деньгами вкладчиков, потому и подходит взвешенно, не всегда удовлетворяя заявки. Поводов для отказа может быть много. Прежде чем принять решение, мы действительно проводим очень тщательную проверку. Люди могут по-разному воспринимать отказ, но, если каждому называть причину, это может перейти в бессмысленные препирательства, которые ничего не изменят, а только изрядно потреплют нервы обеим сторонам. Кстати, требования к желающим получить кредит в разных банках отличаются. Получен отказ в одном, но это не значит, что в другом обязательно будет то же самое. Поэтому оптимальный вариант – отбросить всякие обиды и попробовать еще раз…

Чтоб и овцы целы…

Мне лично такая позиция показалась не совсем понятной. Одно дело, когда претендент на получение кредита ни на чем не настаивает, и совсем другое, если отказ в информации, касающейся его лично, потенциального клиента оскорбляет. Все же есть, наверное, способ построить работу так, чтобы даже получивший отрицательный результат не чувствовал себя униженным.

Кстати, в корпоративном кодексе деловой этики, служащем для улучшения репутации предприятия и являющемся нормой для серьезного бизнеса, записано и о доброжелательном отношении, и об уважении к личности каждого человека. Еще в нем сказано, что работа с клиентами должна быть качественной на протяжении всего цикла, а также - о правиле избежания категорических отказов в ответ на просьбу. Ведь Елена Юрьевна, например, заимев некоторые сбережения, не сделает вклад в банк, где ее, как она считает, обидели. Хотя при желании могли договориться так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты...

Закон не нарушен

А может, банки все же нарушают законодательство тем, что не желают объяснять причину отказа в заключении договора кредитования? Например, Закон о защите прав потребителей, который открывает клиентам (даже потенциальным) возможность получить полную информацию об услуге… За ответом ваш корреспондент обратилась в Брестскую областную организацию общественного объединения «Белорусское общество защиты прав потребителей».

- Отношения, регулируемые Законом о защите прав потребителей, действительно могут возникнуть из договора на оказание банковских услуг, - поясняет заместитель председателя этой организации Владимир Малей. – Но дело в том, что для этого нужно, чтобы такой договор был заключен, а потом банком нарушены его условия. В данном случае об этом речь не идет… Банк не обязан давать кредит каждому, кто за ним обратится. А принимая решение о заключении договора кредитования, он руководствуется своими внутренними положениями, которые порой строго конфиденциальны. Таким образом, говорить в подобных случаях о нарушении прав потребителя вряд ли уместно.
Пытаясь разобраться в данной ситуации, послала на сайт одного из банков вопрос такого содержания: «Может ли ваш банк отказать в предоставлении мне кредита, если все условия позволяют его получить?» Ответ был такой: «Управляющий коллегиальный орган, а также руководитель филиала или уполномоченное им лицо имеют право отказать вам в выдаче кредита». Вот так, не больше и не меньше… Так может, действительно, не стоит, уподобившись Дон Кихоту, сражаться с ветряными мельницами?

Справка «Вечерки»

Негласной причиной для отказа в выдаче кредита может послужить:

- сомнение в подлинности предоставленных вами документов, указание в них неверной информации;

- недостаточный стаж работы на новом месте;

- недостаточный доход ваш или поручителей;

- сведения о недобросовестном исполнении обязанностей по ранее полученным вами кредитам;

- удержание с вас платежей по исполнительным документам;

- ваша временная прописка или вид на жительство;

- сомнения в вашей дееспособности;

- судимость ваша или близких родственников;

- отсрочка от армии; явка в банк в неподобающем состоянии и т. д.

Алла ВЕРСТОВА.


2021
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3894
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2435
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1833
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2214
Стоит ли разрешить курение на территории учебных заведений для совершеннолетних?








Ответить