21 окт / 2018
21 окт / 2018
БРЕСТ
БРЕСТ
БРЕСТ
Разговор о завтрашнем «дне»

17 апреля 2009

Когда два года назад в Бресте впервые проходил региональный фестиваль тренинговых и маркетинговых решений, его организаторы - консалтинговая компания «Бизнес-класс» и комитет экономики облисполкома - поставили перед собой задачу: помочь малому и среднему бизнесу освоить новые технологии в области маркетинга и таким образом укрепить его положение на рынке. Вряд ли кто тогда думал о грядущем мировом кризисе. Однако нынешний, третий по счету, фестиваль (традиционно он проходит в рамках выставки «Брест. Содружество») для представителей бизнеса стал чем-то вроде школы выживания. По сути, это был «круглый стол». Предложенные на нем отечественными и зарубежными специалистами в области консалтинга антикризисные рецепты наверняка возьмут на вооружение многие менеджеры и маркетологи. Впрочем, как представляется автору, определенную пользу из этих рецептов могут извлечь и руководители крупных компаний, госпредприятий и государственные чиновники, отвечающие за финансово-экономическую сферу. Потому мы решили привести некоторые выдержки из выступлений участников фестиваля без купюр и без комментариев.

Свен-Олаф Невиак, немецкий консультант, руководитель программы «Трансформ» (ФРГ), советник при Белорусском союзе предпринимателей имени профессора Кунявского, доктор технических наук:

- Конечно, кризис поразил всех. Но для стран с переходной экономикой он таит в себе повышенную угрозу. В Беларуси я вижу две основные проблемы: отсталая организационно-управленческая структура экономики в целом и фактическое отсутствие стратегического планирования. Как ни парадоксально звучит: ваши прогнозные показатели так же далеки от стратегических планов, как небо от земли. Зачем вы стараетесь производить продукцию, которую потом невозможно будет продать?.. Кризис - это шанс, чтобы совершить кардинальные изменения, прежде всего в самой структуре системы управления. Его надо использовать. Но сделать это предстоит вам самим: мы лишь можем помочь. К сожалению, за последнее время ничего существенно не меняется. Система менеджмента остается такой же архаичной, а маркетинг, откровенно говоря, развит очень слабо. Какие-то положительные сдвиги, конечно, наблюдаются. Но вы пока двигаетесь медленнее, чем пассажирский поезд, а сегодня надо обгонять скорый.

Ярослав Романчук, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, представитель и популяризатор австрийской школы экономики в Беларуси, автор свыше 900 публикаций на экономическую тему:

- Говорят, что кризис - не лучшее время для реформ. Но мы оказались в такой ситуации, что если их не проводить, значит, заведомо привести страну к дефолту. Сегодня много говорится также о необходимости инвестиций. Полностью согласен. Кстати, об этом экономисты нашей школы твердили правительству еще три-четыре года назад. Тогда к нам не прислушались. А сегодня время упущено. По притоку иностранных инвестиций на душу населения мы занимаем одно из последних мест в Европе и СНГ, уступая даже Молдове. Несмотря на все бравурные заявления. Как бы наши руководители ни упражнялись в рассуждениях на тему «Беларусь - рай для инвесторов», реальность, увы, другая: зарубежный инвестор не придет только под обещания конкретного чиновника или руководителя, он должен почувствовать уверенность, что вложенные деньги принесут отдачу… Более 80 процентов всех активов в Беларуси управляется государством, причем в подавляющем большинстве управляется неэффективно. Правительство допускает слишком много системных ошибок. Капитал в стране есть, но он во многом не работает. И в условиях, когда процесс приватизации по-прежнему крайне забюрократизирован, а чиновники очень жестко контролируют экономические процессы, говорить о реальном притоке инвестиций, к сожалению, не приходится.

Марсел Бистерс, консультант по логистике (компания SIC Group, Нидерланды):

- Беларусь для меня долго оставалась «черным ящиком» с неизвестным содержимым. Она долго была повернута к нам спиной, в сознании многих европейцев была чем-то вроде улучшенного варианта Северной Кореи. Приехав к вам, наладив контакты с вашим бизнесом, я был позитивно удивлен: оказывается, все не так плохо. Но что касается инвестиций, вы должны четко понимать: мировое сообщество само не придет, значит, вам необходимо идти к нему, если вы хотите развиваться. Вам нужно иметь информацию о том, что происходит в мире, в том числе в мире бизнеса. Я вижу хорошие возможности для логистики в Беларуси, и в частности в Брестской области. У вас есть отличный шанс стать воротами Восточной Европы. Но для этого нужно, чтобы ваши менеджеры могли свободно общаться по-английски, чтобы мы во всех смыслах говорили с ними на одном языке.

Иван Садовский, бизнес-консультант, директор СЗАО «Ялина»:

- По моим ощущениям, мы находимся в самом начале кризиса. Завтра или послезавтра может наступить «дно». И тогда уже поздно будет предпринимать какие-либо кардинальные меры. Нам (малому и среднему бизнесу. - Авт.) и сложнее, и проще, чем предприятиям госсектора. Сложнее в том, что нам вряд ли стоит рассчитывать на финансовую помощь от государства. Зато мы более свободны в своих действиях: никого из нас точно не снимут с работы за провал прогнозных показателей. Следовательно, мы можем и должны быть более взвешенными в своих решениях. Главное, на мой взгляд, искать новые товарные и ценовые ниши, бороться за клиента, развивать стратегию маркетинга не только на сегодня, но и на завтра. Производить нужно только то, что продается. Импортозамещение уж точно не спасет. И, пожалуй, самое опасное - играть в протекционизм. В этом случае мы однозначно проиграем.

Андрей Коляда, директор крупнейшей в Беларуси маркетинговой компании Indecom:

- Вся антикризисная стратегия так или иначе сводится к двум словам: «дайте денег». Но для того, чтобы деньги пришли, нужно понимать психологию тех, кому мы хотим всучить свой товар. В современных условиях кризиса, когда конкуренция возрастает многократно, параллельно растут и требования со стороны клиента. Он хочет покупать тот же товар, что и раньше, но за меньшие деньги. Отсюда напрашивается стратегия более агрессивного поведения на рынках, в борьбе за место под солнцем. Кушать ведь хочется всем. Думаю, что нам надо рассчитывать как минимум на два-три года, скорее не получится. То есть потенциально надо готовиться к длительному плаванию по волнам кризиса, а для этого научиться более эффективно продавать. Ментальность нашего народа не позволит ему работать, как китайцы, за «миску риса» или высокоэффективно, как немцы. Единственный способ - поднимать самого себя и свою компанию. Желаю всем успешно дожить до окончания кризиса.


3906
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
2219
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
1802
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1284
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
1602
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить