18 ноя / 2019

Закрытое общество приоткрыли

05 декабря 2008

Владельцем 90 процентов  акций брестского ЗАО «Белтерминал» стала чешская фирма «OKD, Doprava, a.s.», заплатившая за них более 3 миллионов 650 тысяч долларов. На этой неделе деньги поступили в Беларусь.

Наследие непобедимой и легендарной

Закрытое акционерное общество было создано 1 февраля 1995 года как конверсионное предприятие на базе расформированной 3603-й Центральной базы Министерства обороны РБ, история которой отсчитывалась с марта 1945 года. База предназначалась для тылового и боевого обеспечения Северной и Западной групп войск Советской армии, дислоцировавшихся соответственно в Польше и ГДР. Ежесуточно обрабатывались грузы из 120-160 вагонов, в производственном процессе было задействовано более 1 тысячи военнослужащих.

Планировалось, что созданное ЗАО преобразуется в транспортно-терминальный комплекс. Но директор Сергей Карако вынужден констатировать: «В силу резкого снижения грузопотока через транспортные узлы РБ, отсутствия финансовой возможности по обновлению основных средств производства, предприятие вынуждено было прекратить виды деятельности, связанные с оказанием профильных услуг, начиная с 2000 года».

Да, площадей и земли у ЗАО достаточно. Но подъездные пути уже использовать нельзя, постепенно «стареет» без рабочей нагрузки уникальный пакгауз, в целом почти 30 %

площадей законсервировано. Назначенный в 2006 году директором ЗАО Сергей Карако, по его словам, видел только один выход – привлечение иностранных инвестиций. При поддержке первого заместителя председателя облисполкома Михаила Юхимука, отдела внешнеэкономических связей облисполкома разработанный бизнес-план был представлен многим зарубежным транспортным фирмам, направлен посольствам РБ за границей. Откликнулись представители одной голландской компании. Но дальше предварительных обсуждений дело не шло.

Инвестиции от миллиардера

В это же время через Посольство РБ в Чехии с представленным бизнес-планом ознакомились представители «OKD, Doprava» из Остравы. По сведениям чешской газеты «Экономические новости», эта фирма (в переводе на русский язык – «доставка») является вторым после «Чешских дорог» по величине железнодорожным перевозчиком в Чехии. Ее доходы в прошлом году составили 3,3 миллиарда крон, прибыль – около четверти миллиарда (в 2007 году курс кроны к доллару был 18 к 1). Этим акционерным обществом владеет группа «New World Resourses Transportation», которую в свою очередь контролирует один из чешских миллиардеров Зденек Бакала.

Чехов привлекли два момента. Во-первых, уже существующая, пусть и несколько запущенная, инфраструктура. Во-вторых, географическое положение Бреста. «Белтерминал» является важным узлом на трассе, которая связывает страны бывшего СССР с Центральной Европой. Именно через Брест идут многие поставки сырья из России в Европу, в обратном направлении – импортные товары в Беларусь, РФ и Казахстан. Здесь же восточноевропейская широкая колея сходится с узкой колеей евростандарта и производится перегрузка товаров.

В июле 2008 года в Бресте Михаил Юхимук и председатель правления «OKD, Doprava» Аттила Борош подписали протокол о намерениях. Чехи еще раз проанализировали брестский проект. И 28 августа в Остраве был заключен меморандум о совместных действиях. Брестскую делегацию возглавлял председатель облисполкома Константин Сумар, чешскую – Аттила Борош. На основании этого документа и пошли дальнейшие действия. Первое реальное из них – выкуп 90 процентов акций ЗАО «Белтерминал». В целом же новые владельцы гарантируют создание современного транспортно-логистического центра, интегрированного в соответствующие европейские структуры. При этом планируется создать от 200 до 400 новых мест, а минимальная сумма инвестиций на реализацию проекта составит не менее 15 миллионов долларов.

На предварительном этапе переговоров удалось решить очень острый вопрос. Дело в том, что подобной деятельностью, причем успешно, уже занимается Брестское отделение Белорусской железной дороги. Чешские партнеры заверили (и закрепили на бумаге), что придут не только с реальными инвестициями, но и со своим грузопотоком. Не случайно под меморандумом о совместных действиях есть подпись главного инженера Брестского отделения БелЖД Николая Гапасюка.

Преодолеть бюрократический барьер

Основное, что сейчас беспокоит инвесторов, – это длительная процедура оформления всех необходимых согласований. О такой проблеме уже не раз говорилось с самых высоких трибун. Безусловно, в организациях, подконтрольных облисполкому, оформлению бумаг будет дан «зеленый свет». Но что произойдет на других уровнях? По некоторым прикидкам, на бумажную волокиту может уйти год!

В письме, которое во время проведения в Лондоне Белорусского инвестиционного форума Аттила Борош передал премьер-министру Сергею Сидорскому, в первую очередь поднимается эта проблема. «Эффективная реализация данного проекта напрямую зависит от технического переоснащения объекта современным оборудованием, дальнейшей реконструкции и восстановления подъездных путей. В то же время существующий алгоритм всех необходимых согласований по выкупу технически неисправных и недействующих железнодорожных путей, проходящих по территории объекта ЗАО «Белтерминал», может затянуться на срок до года. Мы же рассчитываем в течение года уже иметь работающий терминал, в связи с чем просим Вашей поддержки по скорейшему оформлению всех формальностей».

Кстати, в этом же письме руководитель говорит и о расширении деятельности: «Для обеспечения бесперебойных поставок грузов европейским потребителям наша компания нуждается в строительстве склада-накопителя для хранения 1-2 миллионов тонн сырья… В этой связи мы обращаемся к Вам с просьбой рассмотреть вопрос о продаже нам ныне незадействованной бывшей воинской перегрузочной площадки, находящейся в Брестском районе (ст. Мотыкалы), вместе с подъездными железнодорожными путями».

Судя по всему, чехи желают прийти в Брест всерьез и надолго. Что, кстати, подтверждается скрупулезным выполнением взятых на себя обязанностей, в том числе и финансовых. Но не встанет ли на дороге вал бумаг с гербовыми печатями?

Для справки

В постоянном пользовании ЗАО находятся земельные участки общей площадью 13,3 гектара. Территориально они разделены на четыре зоны, которые находятся в одном районе Бреста (район улицы Л-та Рябцева) с удалением друг от друга не более трех километров. В собственности имеется 35 зданий общей площадью 20,5 тысячи кв. м. Количество работников – 44. Основной вид деятельности – сдача в аренду собственного недвижимого имущества. До сделки с чешской фирмой 73,5 % акций находилось в областной собственности (пакетом управляло Брестское областное коммунальное унитарное предприятие «Центр внедрения научно-технических разработок»), 26,5 % - в руках частных акционеров.


5108
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3900
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2436
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1835
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2220
Вы владеете недвижимостью?











Ответить