17 ноя / 2019

Маршруткам прибавят «оптимизма»?

28 ноября 2008

Вопрос  пассажирского обслуживания городским общественным транспортом был в центре внимания на последнем заседании горисполкома. В принятом решении соответствующим службам поручено  проанализировать работу маршрутных такси и, возможно, пересмотреть их количество на улицах областного центра… в сторону уменьшения. 

А пассажиры чьи?

Всего по Бресту «бегает» более 450 микроавтобусов с буквой «Т». Быстрые и юркие, они уже давно стали неизменным атрибутом нашего города, успешно конкурируя с автобусным и троллейбусным парками. Впрочем, последние от такой конкуренции явно не  в восторге. Руководство АП-1 фактически не скрывает, кто является инициатором очередного разбирательства с «таксичками».

- В городских пассажирских перевозках творится форменное  безобразие, - утверждает директор РУДТП «Автобусный парк N 1» Вячеслав Мельничук. - Маршрутчики ездят по нашему расписанию и забирают наших пассажиров. По данным горисполкома, все маршрутные такси имеют выручку порядка двух миллиардов рублей в месяц, в то время как мы вместе с троллейбусным парком собираем меньше. Я считаю, что настало время подойти к этому вопросу по-государственному. Необходимо рассчитать, сколько «таксичек» нужно для нормального обеспечения пассажирских перевозок и на каких конкретно маршрутах. Лишние просто убрать. Ну, ходят они, допустим, через три минуты, будут ходить через пять. Что изменится? Главное, чтобы все уезжали куда надо.

Предпринимательница Анжела Мариневич, работающая на рынке маршрутных такси уже не один год, с такой постановкой вопроса совершенно не согласна:

- Я не вижу, чтобы мы были какой-то преградой для автобусного парка. Каждый пассажир выбирает тот транспорт, на котором ему удобней добираться до места назначения. Во время известных событий начала года (проходила перерегистрация ИП в ЧУПы. – Авт.), когда  маршрутных такси на какое-то время стало меньше, это сразу вызвало напряженность и недовольство со стороны пассажиров. Они ведь не пересели на автобусы, правда? Значит, те люди, которые привыкли ездить в более комфортных условиях, все равно будут дожидаться маршрутку. По-моему, это очевидно. Задача власти, на мой взгляд, заключается в том, чтобы создать человеку возможность выбора.

Оптимизировать не вредно? 

Понимает ли власть свою задачу именно в таком виде, мы вскоре узнаем. Впрочем, начальник городского отдела транспорта, связи и бытового обслуживания Игорь Жминько убежден, что драматизировать ситуацию не стоит:

- В решении горисполкома сказано о необходимости оптимизировать городскую маршрутную сеть. Это вовсе не значит, что кого-то будут сокращать. Речь о том, чтобы все маршруты обследовать на предмет их целесообразности, удобства для пассажиров и только после этого принять окончательное решение. Я понимаю тех же автобусников, для которых  чем меньше конкурентов, тем лучше. Но силовой метод здесь абсолютно неприемлем.

По словам Игоря Степановича, на долю маршрутных такси приходится не более 8-10 процентов всех городских пассажирских перевозок, еще столько же – на коммерческие автобусные маршруты. Следовательно, порядка 80 процентов обслуживает государственный транспорт (автобусы и троллейбусы), который дотируется из бюджета более чем на четверть. Кстати, основная причина желания городских властей снова взяться за маршрутки, по-видимому, кроется именно в этом. «Если бы разница в тарифах на проезд в автобусе и в маршрутном такси  была не двукратной, а хотя бы четырехкратной, как в советские времена, популярность маршруток резко бы упала», - рассуждают сторонники этой идеи.

Получается странная картина. Частные микроавтобусы, которые  имеют лишь одну десятую в общем пассажиропотоке города, отбирают львиную долю средств у двух без малого монополистов, и якобы из-за этого они, то бишь монополисты, терпят убытки, которые власть вынуждена им компенсировать из бюджета. Так ли это на самом деле?

Из личных наблюдений

Будучи в ряде европейских городов (Варшаве, Стокгольме, Женеве и других), я обнаружил, что в них совсем нет маршрутных такси. Городские перевозки осуществляются только автобусами и троллейбусами, принадлежащими коммунальным предприятиям и  частным компаниям. Причем весь транспорт умудряется ездить в точном соответствии с графиком, к тому же с небольшим интервалом. А в салонах не приходилось видеть давки, а также грязных рваных сидений. В них, как правило, тепло и чисто, ничего не коптит, не скрипит  и не громыхает. И внешне городской транспорт выглядит прилично.

Побывав совсем недавно в Гомеле, сразу же обратил внимание, что на улицах почти не осталось старых добитых троллейбусов и автобусов, принявших на себя уже не один слой краски. Ради любопытства подсчитал на остановке: из десяти подъехавших троллейбусов лишь два отдавали стариной, а восемь - современные низкопольные машины, от МАЗа и «Белкоммунмаша». 

Вернувшись в Брест, уже четырежды провел подобный эксперимент. И всякий раз результат был противоположным гомельскому. Сразу же подумалось: не будь в Бресте маршруток и коммерческих автобусов, на чем бы ездили те, у кого нет под рукой автомобиля ни личного, ни служебного?  

Резюме

Городской коммунальный пассажирский транспорт убыточен повсюду – такова его специфика (к примеру, в Минске он дотируем почти наполовину). Поэтому выбор у местных властей невелик: либо постепенно перекладывать эту ношу на частников, которые априори справляются с ней лучше (достаточно проехаться в любом государственном автобусе и в коммерческом тридцать первом,  чтобы в этом убедиться), либо ежегодно планировать соответствующие статьи расходов в бюджете, дожидаясь, пока все горожане не пересядут на личные авто. Для пассажиров же совершенно неважно, кто их будет возить, главное, чтобы доступно и качественно, то бишь с комфортом да, желательно, побыстрее.

Языком цифр

В этом году планируется обновить городской автобусный парк на 20 машин, троллейбусный – на 11. Степень износа парка составляет порядка 70 %. В последующем времени предстоит приобрести 50 новых единиц городского транспорта, на что потребуется более 15 млрд  рублей.

P.S. А что думаете по этому вопросу вы, уважаемые читатели «Вечерки»? Свои мнения вы можете изложить  на нашем сайте или прислать SMS на номер (029) 116-0000.


197217
0
Меня это радует (0%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (0%)
Меня это злит (100%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3899
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2436
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1835
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2218
Вы владеете недвижимостью?











Ответить