16 ноя / 2019

Больше иллюзий или инвестиций?

30 августа 2013

Отличительная черта белорусской экономической политики, на мой взгляд, состоит в том, что неплохие (в общем неолиберальные) идеи доводятся ответственными чиновниками до абсурда. Сегодня хотелось бы поговорить о таком экономическом явлении Беларуси, которое многим знакомо под внушительным словосочетанием «свободная экономическая зона» (СЭЗ). Как едко пошутил один из моих собеседников по этой теме, ключевым словом надо бы выделить «зону», но мы не будем столь мрачно смотреть на вещи. Тем не менее после вступления в Таможенный союз с Россией и Казахстаном перспективы развития СЭЗ, в том числе и брестской, стали весьма и весьма туманны.

Основной бедой белорусских СЭЗ видится то, что изначально ориентированные на привлечение западных капиталовложений, они в итоге переключились на поиск заинтересованных кандидатур из числа местных бизнесменов, а также тех или иных промышленных группировок из России. Эта политика (а также тот общественно-политический фон, который создался в 90-е годы вокруг Беларуси) привела к тому, что реальных инвестиционных предложений, способных радикально оздоровить местную экономику и улучшить промышленный климат в стране, по сути не прозвучало.

Основной деятельностью СЭЗ стало прикладывание достаточно серьезных усилий для того, чтобы более или менее последовательно проводить политику импортозамещения. Отчасти им это удалось: Беларусь стала меньше зависеть от импорта тех или иных товаров (про качество мы скромно умолчим), с другой стороны – нет того технологического скачка, который позволил бы не только обойтись без импортных йогуртов или профилей ПВХ, но и стал бы основой для рывка инноваций.

Александр Портянко, заместитель главы администрации СЭЗ «Брест»:
- Первая половина 2013 года стала для нас достаточно удачным периодом. Так, общий объем произведенной продукции составил более 5 трлн бел. руб., что на 20 % выше показателей прошлого года. На 20 % вырос и экспортный объем - до 335 млн долларов, что составляет 28 % экспорта Брестской области. Объем вложенных предприятиями СЭЗ «Брест» инвестиций достиг 600 млрд бел. руб., что в 2,5 раза превышает уровень 2012 года. Сальдо внешней торговли товарами также нас порадовало, составив плюс 7,2 млн долл. Всего же сегодня в СЭЗ «Брест» действует 87 предприятий-резидентов, на которых занято свыше 23 тыс. чел. Да, в настоящее время наблюдается некоторый спад интереса инвесторов к открытию новых предприятий в свободных экономических зонах. Это обусловлено в первую очередь отменой таможенных преференций для вновь создаваемых предприятий, а также нехваткой свободных для передачи в аренду помещений под размещение производств. Однако в районе «Аэропорт» нами закончено строительство инвестиционной площадки, обеспеченной всеми инженерными коммуникациями под строительство новых предприятий – резидентов СЭЗ «Брест». Мы готовы рассмотреть любое предложение инвесторов и оказать поддержку по его реализации!

Разумеется, СЭЗ нельзя рассматривать как единственную и универсальную палочку-выручалочку для национальных экономик, но если мы возьмем для примера страну, где СЭЗ стали чуть ли не основным мотором для развития промышленности (а именно – Китай), то увидим, до каких высот можно дойти с помощью СЭЗ. Знаменитые свободные зоны Шанхая, Гонконга, созданный почти на пустом месте промышленный мегаузел Шэньчжэнь – удивительные примеры грамотной реализации экономических инвестпроектов.

О последней СЭЗ вообще стоит рассказать поподробнее. Шэньчжэнь – заштатный китайский городок, основанный лишь в 1979 году, – был объявлен правительством Китая СЭЗ в 1980 году, когда территория на многие сотни километров вокруг была никому не нужной землей. Тогда в городе проживало немногим более 30 тыс. человек. Сегодня Шэньчжэнь – колоссальный городской конгломерат с населением более 10 млн (!) человек. По инвестиционной привлекательности город вошел в когорту крупнейших, наравне с Гонконгом, Пекином и Шанхаем, а объем инвестиций в производство и прочие сферы экономики уже давно исчисляется сотнями миллиардов долларов.

Но как сумело китайское руководство добиться такого впечатляющего успеха? Всего лишь четыре принципа, которые стали основными для всех иностранных инвесторов. Первый – строительство новых предприятий и заводов в первую очередь опирается на привлечение и использование иностранного капитала. Второй – основной экономической формой взаимодействия с иностранными инвесторами стало создание совместных предприятий (СП), при этом, в отдельных случаях, правительство готово было рассматривать и полностью независимые от местных властей формы собственности компаний. Третий – львиная доля продукции должна идти на экспорт. Четвертый и самый главный – экономическая деятельность должна  идти только по принципам рыночной экономики. Помножьте все это на строгие обязательства, взятые китайской стороной по поводу невозможности насильственного отъема компаний у инвесторов, политики невмешательства во внутриэкономические дела фирмы, освобождения от налогов на срок от 5 до 10 лет, грошовую стоимость земли (в некоторых случаях ее и вовсе предоставляли в долгосрочную аренду бесплатно), и вы поймете, за счет чего нарастили экономический потенциал Шэньчжэнь, Шанхай, Гуандонг и еще десятки китайских СЭЗ.

Насколько все это реально в современных белорусских условиях? Каковы перспективы развития СЭЗ в стране? Ответы далеко не однозначны. В самом начале пути, лет 17 назад, на СЭЗ возлагались надежды немного поднять депрессивную экономику, создать новые рабочие места, поднять уровень и качество промышленного производства. Тем не менее жесткая забюрократизированность процессов оформления новоиспеченных резидентов, нереальные фильтры (так, сегодня для того, чтобы стать резидентом СЭЗ, надо вложить 1 миллион (!) евро), препоны для иностранных участников и нежелание «давать им волю» – все это привело к тому, что темпы развития той же СЭЗ «Брест» просто мизерны на фоне общемировых примеров СЭЗ. По сути, СЭЗ, в ее сегодняшнем виде, представляет некий  конгломерат предприятий (число которых даже за сотню не перевалило), которые активно пользуются всеми положенными им таможенными и налоговыми льготами, при этом значительно менее активно наращивая потенциал производств, а также количество рабочих мест.

И даже эту, не очень радостную, картину скоро могут замазать кисти творцов Таможенного союза. Дело в том, что по соглашениям, которые подписала Беларусь при вступлении в эту организацию, резиденты СЭЗ, принятые в нее после 01.01.2012, не смогут рассчитывать на таможенные послабления, а «старожилы» смогут сохранить их лишь до начала 2017 года. Что будет дальше – Бог весть! По информации от наших источников, в правительстве активно прорабатывается пакет компенсационных мер, призванных хоть как-то заинтересовать вступать в СЭЗ новых инвесторов при нынешних условиях, в которых все преференции участников ограничиваются лишь отсутствием налога на прибыль в течение 5 лет с момента объявления прибыли и отсутствием налога на недвижимость. Сегодня даже программы развития малых городов или агрогородков дают послабления не хуже, а порой и лучше, чем СЭЗ.

Между тем еще есть шанс поправить ситуацию. Даже вступив в ТС, Беларусь все еще в состоянии привлечь иностранных инвесторов. Безусловно, для этого потребуются решительность и воля к действию властей, которые уже начинают понимать, что без разжимания бюрократических тисков и все более активного сотрудничества с западными компаниями отечественную экономику на плаву удержать не удастся. Помимо реформирования СЭЗ в ключе увеличения инвестиционной привлекательности для западного капитала, необходимо всячески содействовать развитию малого бизнеса, этого подлинного локомотива любой нормальной экономики.

Полагаю, что чиновникам из Министерства экономики было бы весьма нелишним изучить опыт США, Германии и Франции в этом направлении. Так, для примера, семейный бизнес, весьма популярный на Западе, позволяет основателям работать в разных странах от 3 до 5 лет без уплат налогов ВООБЩЕ, лишь с отчислениями в соцфонд, которые не превышают нескольких процентов. Что мешает ввести подобное у нас? Это и снижение бремени на государство, и создание десятков тысяч рабочих мест, и улучшение качества производимых товаров/услуг. Про развитие и упрощение работы для ИП я уже и не говорю (кстати, в ближайших номерах мы отдельно продолжим эту тему).

Закрадывается мысль, что СЭЗ, в их нынешнем виде и при теперешней законодательной базе, практически нежизнеспособны. Некоторый положительный момент в экономических показателях по СЭЗ «Брест» приводит в своем комментарии заместитель главы администрации Александр Портянко. Увы, существуют опасения, что имеют место лишь инерционные колебания, которые будут затухать по мере приближения 2017 года и ухудшения общемировой экономической обстановки. 

Георгий Геращенко

3502
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3897
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2435
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1833
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2217
Вы владеете недвижимостью?











Ответить