21 ноя / 2019

Светлая сторона «темного»

Проект "Вечерний Экспресс"

11 апреля 2013

Пиво варили еще в Великом княжестве Литовском. В то время в городах ощущалась нехватка свежей колодезной воды. И многие горожане утоляли жажду... пивом. Его готовили практически в каждом доме — разных сортов, от темного до светлого, от горячего до охлажденного, от легкого до крепкого. Существовали даже пивные супы и подливки, специальные пивные закуски. А само пиво добавляли во многие кушанья: например, поливали им жареное мясо и добавляли в хлеб.

Нынче времена другие, а напитков, доступных среднему белорусу, стало несоизмеримо больше. Но настоящие пивоманы искренне хотят наслаждаться вкусом любимого продукта, который производят во всех регионах страны, в том числе на Гродненщине и на Брестчине. Журналисты «Вечернего экспресса» решили сравнить, как обстоят дела на двух известных предприятиях по производству пенного напитка. Мяч в этой негласной партии явно на стороне «Лидского пива», которое, в отличие от брестчан, вышло в лидеры отечественного пивоварения. Достигнуто ли это лидерство в связи с приватизацией лидского «бровара» и приходом иностранного инвестора? И можно ли надеяться на то, что проблемы «Брестского пива» решатся после давно планируемой продажи государственного пакета акций? Ответы ищите в репортажах из Лиды и Бреста.

За счет чего лидские пивовары продают вчетверо больше пива, чем брестские

Основными игроками на рынке пива являются 4 отечественных производителя – ОАО «Криница», ИЗАО «Пивоварни Хайнекен», ОАО «Оливария» и ОАО «Лидское пиво». Их общая доля на рынке составляет более 70 %. Брест сумел занять только 3,5 % пивного рынка страны.

Государство или частник

Эксперты полагают, это связано с тем, что до сих пор контрольный пакет акций ОАО «Брестское пиво» принадлежит государству. Тогда как 92 % акций ОАО «Лидское пиво» выкуплены финской компанией Olvi. По сведениям аналитика консалтинговой компании EnterInvest Андрея Желанного, брестские пивовары по результатам 2012 года заняли 3,5 % отечественного рынка, лидские — почти в четыре раза больше, или 13,5 % (третье место в РБ). Лидером по стране стало ИЗАО «Пивоварни Хайнекен» с 21,6 %.

Директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис говорит, что позиции предприятия на рынке укрепились:

- ОАО «Лидское пиво» единственное среди производителей белорусского пенного напитка продемонстрировало рост в этой категории в 2012 году. Падение продаж составило 11,6 %, а мы продали больше на 4,1 %, что позволило нам увеличить долю среди белорусских предприятий почти на 3 %, — заметил он. — Мы будем продолжать работать в этом направлении и дальше.

К этому можно добавить то, что пивзавод имеет не самые большие производственные мощности в республике.

Пива продано 65,7 миллиона литров. Кроме того, компания показала рост и в остальных категориях. Доля рынка кваса выросла на 11 %. В категории «квас» компания лидирует с долей отечественного рынка в 64,3 %. За 2012 год внутри страны было реализовано 37,4 миллиона литров «Лидского хлебного» и «Лидского темного». На экспорт отгрузили 4,2 миллиона литров (плюс 92,8 %).

Заводы покупать не будут

Пока спрос на лидскую продукцию превышает предложение. В сезон здесь не всегда успевают удовлетворить потребности рынка в пиве и квасе, варят темные сорта пива только в зимний период, отказывают экспортерам. Чтобы производить больше, планируется инвестировать и повышать производственные мощности. При этом Аудриус Микшис признал, что компания не планирует приобретать другие заводы.

Инвестиции в компанию в 2013 году составят более 5 миллионов евро. За 2009-2013 гг. Olvi вложил в ЛП 45 млн евро на реконструкцию производства. На текущий год запланировано расширение бродильно-лагерного отделения с установкой шести дополнительных цилиндро-конических танков; бурение второй артезианской скважины на территории производства; установка дополнительного компрессора мощностью 3,5 МВт. ОАО «Лидское пиво» продолжит восстанавливать историю пивоварения Беларуси.

Стали меньше пить

В консалтинговой компании EnterInvest сообщают, что регулярное повышение ставки акциза на пиво с 350 рублей в 2011 году до 2580 в конце 2012 –го усложнило условия работы белорусских пивоваров. Это привело к тому, что покупать этот продукт стали меньше на 6 %. В целом пива произвели на 9 % меньше в сравнении с 2011 годом. В стоимостном выражении рынок, напротив, вырос до 587,4 миллиона долларов.

На «Брестском пиве» ищут инвестора и строят новую рекламную политику

Попытка продать ОАО «Брестское пиво» пока не увенчалась успехом. В этом по сути и заключается вся разность потенциалов с «Лидским пивом». Новый директор несколько изменил ориентиры. Ныне планируют насытить прежде всего свой рынок, изменить не только маркетинг, но, возможно, визуальный «облик» продукции, повысить узнаваемость брестского бренда.

Полностью завершить модернизацию 40-летнего предприятия пока не удалось. Прошло два этапа реконструкции, на очереди – еще один. Необходимо обновить некоторые линии и оборудование. И здесь уместно возлагать надежды на инвестора.

В минувшем году облисполком начал изучать интерес к приобретению акций ОАО «Брестское пиво». В собственности государства находится около 90 процентов уставного фонда предприятия. Их рыночную стоимость оценили в 130 миллиардов рублей. Инвестору выдвинули требования: в течение двух с половиной лет вложить в развитие производства не менее 10 миллионов долларов, модернизировать оборудование, увеличить мощности, нарастить выпуск продукции. А также сохранить среднесписочную численность работников (сейчас их более 600). Потенциальным инвестором называли одну из российских компаний.

Объявили конкурс. Увы, он не состоялся. Потому что… не было заявок.

Вступивший в должность руководителя два месяца назад Валерий Мацкевич говорит, что в нынешнем году работа по поиску инвестора продолжится. Пока же приоритет – за выводом «Брестского пива» на стабильные показатели работы. Соответственно, это повысит его инвестиционную привлекательность.

В минувшие годы настолько гнались за экспортом, что потеряли рынок в родном Бресте. В большинстве наиболее посещаемых брестских баров и ресторанов днем с огнем не сыскать «Беловежского», «Брестского» или иного местного пива. Играет роль ценовой фактор. Производитель долгое время ориентировался на среднестатистического покупателя. А это совсем не на руку хозяевам вечерних и ночных заведений. Высокая цена на импортное пиво и иные спиртные напитки защищает от массового «паломничества» и пьяных скандалов. Правда, в проигрыше остается местный производитель. Новый руководитель планирует изменить стратегию.

- Вся работа сейчас направлена на совершенствование политики сбыта, чтобы не было нареканий, что нашей продукции нет или не хватает в торговле, - рассказал Валерий Федорович журналисту «Вечерки». - Нам необходимо возвращать доверие покупателей, совершенствовать маркетинг. Стоит задача полностью изменить политику сбыта продукции. А именно: чтобы в каждом магазине и ресторане или кафе продукция «Брестского пива» была в обязательном порядке.

Под возвращением доверия покупателей, читай - брестчан, новый руководитель подразумевает усилия, направленные на то, чтобы люди поняли, что брестское пиво – в числе самых лучших, оно без примесей, добавок, «химии»… Благо ценители у такого продукта есть, и они от него не откажутся.

Безусловно, сегодня огромную роль играет красивая реклама, упаковка, известный бренд. Вот в этом плане мы пока проигрываем.

- Скорее всего, будут меняться наш дизайн, реклама. Именно для того, чтобы быть на слуху, на виду. Будем работать в этом направлении, - итожит разговор директор.

В масштабах Беларуси Валерий Мацкевич считает, что «Лидское пиво» по сравнению с «Брестским» в… шоколаде. Видимо, к этому нужно стремиться и в Бресте.

Ходили слухи, что хозяином может стать и украинская «Оболонь». Но пока это всего-навсего сотрудничество с известным брендом в нашем регионе. («Брестское пиво» выпускает некоторые виды лицензионного пива «Оболонь».)


3933
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

В предпраздничные дни больше белорусов, чем обычно, едет в Польшу отдыхать, за покупками,...
5730
Ежедневно тысячи мигрантов «штурмуют» страны Евросоюза в поисках лучшей жизни....
3975
«Тупы-ые», - припечатывает юморист заокеанских школяров, и мы смеемся, потому что...
8813
В названии фермерского хозяйства «Яквил» они «зашифровали» всё: и фамилию, и...
7234
Вы владеете недвижимостью?











Ответить