20 ноя / 2019

Есть два выхода. И оба – хуже…

20 марта 2013

Не секрет, что сфера государственных закупок предоставляет массу соблазнов и возможностей для коррупции. В первую очередь – из-за огромных денег, которые в ней вращаются. По информации Комитета госконтроля Брестской области, только на Брестчине за прошлый год было проведено более 22 тысяч процедур закупок за государственные средства на сумму более 1,5 трлн рублей. Механизм госзакупок достаточно сложный, и большинство нарушений в этой сфере связаны именно с тем, что кто-то не до конца разобрался в действующем законодательстве. Или слишком беспечно подошел к делу. Что касается личной заинтересованности заказчика при выборе того или иного поставщика, то доказать ее, конечно, непросто, но если конкурсная документация явно сформирована под конкретный товар, то волей-неволей задаешься вопросом «Кому это выгодно?» Нынче даже дети знают, что такое «откат». Не будем уж говорить о дорогущих автомобилях, на которых ездят некоторые чиновники, и офисной мебели из мореного дуба. Отчего и не устроить себе красивую жизнь за государственные деньги?

…Вплоть до уголовной ответственности

На семинаре по вопросам госзакупок, проходившем в Бресте на прошлой неделе, заместитель председателя КГК Брестской области Николай Швай привел примеры нарушений, выявленных в ходе проверок. В частности, интересная ситуация сложилась с закупкой гранитных плит для учебно-лабораторного корпуса Барановичского государственного университета. Ни одно из предложений, поступивших на объявленные субподрядчиком торги, не соответствовало требованиям конкурса в части технических параметров и характеристик плит, однако это не помешало конкурсной комиссии назвать победителя. Им стало одно из частных украинских предприятий, которое и поставило на объект гранитные изделия стоимостью порядка 438 млн рублей. Но так как плиты не отвечали заявленным характеристикам, то субподрядчику пришлось подвергнуть их дополнительной обработке. В итоге стоимость пола в танцевальном зале корпуса выросла в 3,1 – 4,7 раза, а ступеньки крыльца главного входа «подорожали» более чем в 10 раз.

Другой пример – закупка стоматологического оборудования для Первомайской амбулатории УЗ «Березовская центральная районная больница». По решению районных властей, осуществляло закупку Березовское ЖКХ. Но так как люди в этом ведомстве по понятным причинам не очень хорошо разбираются в медицинском оборудовании, то установка была приобретена без микромотора. В итоге запустить ее в эксплуатацию удалось лишь спустя три месяца.

По результатам проверок КГК Брестской области в прошлом году 30 должностных лиц были привлечены к административной ответственности за нарушения при осуществлении госзакупок. И они, можно сказать, еще легко отделались. В отношении руководителя Пинского районного комбината бытового обслуживания было возбуждено уголовное дело. Выяснилось, что отопительный котел он купил за бюджетные деньги у одного из предпринимателей вообще без всякого тендера и заплатил за него столько, что ущерб предприятию «потянул» на крупный размер. Аналогичная ситуация произошла при выборе подрядчика для модернизации главного корпуса Кобринского психоневрологического дома-интерната для престарелых и инвалидов. За допущенные нарушения законодательства возбуждено уголовное дело против секретаря конкурсной комиссии.

Словом, сфера государственных закупок не оставляет контролеров без работы. И это одна из причин, по какой именно КГК выступил инициатором проведения «тематического» семинара в Бресте. Другая причина – вступивший в силу с 1 января 2013 года Закон РБ «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», существенно меняющий действовавшую в стране систему госзакупок. Однако, судя по количеству вопросов, прозвучавших на семинаре в адрес заместителя начальника управления торговли и государственных закупок Минэкономики РБ Олега Крымского, проще и понятнее эта процедура не стала.

Электронные торги как средство против коррупции

Вступивший в силу новый Закон был принят вслед за Соглашением «О муниципальных закупках», подписанным тремя странами - участницами Единого экономического пространства, и уже это подразумевает: изменить в нем что-то практически невозможно. Предусмотренные Законом процедуры обязательны при закупке любых товаров, работ или услуг независимо от их стоимости. И Соглашение, и Закон преследуют цель добиться максимальной прозрачности в этой сфере и, как следствие, снизить возможные проявления коррупции. Главное нововведение – переход к электронной процедуре закупок. Львиная их доля теперь может осуществляться только через биржевые торги и электронные аукционы.

Не сказать, чтобы это дело было совсем уж новое. Два года в Беларуси электронные аукционы проходили в качестве эксперимента. То есть кто хотел, через них прошел и, как говорится, руку набил. Но таких единицы. В большинстве организаций до сих пор не знают, как работать в новых условиях, что такое электронная цифровая подпись и где ее получить. «В Брестской области есть представительства обеих наших электронных площадок: Белорусской универсальной товарной биржи и Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен. Обращайтесь к ним с любыми вопросами, получайте цифровую подпись и участвуйте», - призывал представитель Минэкономики.

Но есть вопросы и другого плана. Два с половиной месяца работы в новых условиях показали: большое количество электронных аукционов признаются несостоявшимися из-за… отсутствия предложений. Особенно актуально это для сферы закупок продуктов питания. Белорусские производители в этом плане малость избалованы: они настолько уверены в том, что их продукцию все равно купят, что не считают для себя необходимым участвовать в электронных торгах. Чтобы подвигнуть их активнее участвовать в процедуре госзакупок, Олег Крымский посоветовал задействовать… административный ресурс. «Здесь помочь могут властные структуры, поскольку в их ведении находятся предприятия-поставщики тех же продуктов», - сказал он.

Любопытно, что со вступлением в силу новых правил в сфере госзакупок призыв «Купляйце беларускае!» теряет свою актуальность. К примеру, организация планирует купить за бюджетные деньги новый лифт и интересуется, какую процедуру применить, если в Беларуси все равно лишь один их производитель. Так вот, в соответствии с Соглашением мы теперь обязаны допускать к участию в аукционе российских поставщиков, а с 2014 года – также и казахских, и не имеем права ограничивать доступ на наш рынок российских товаров. Таким образом, лифт нужно покупать у того, чье предложение на аукционе окажется наиболее выгодным.

«Тромб» для строительной отрасли

К новому законодательству, подразумевающему, что все государственные закупки должны осуществляться только в электронном виде и на конкурсной основе, не готовы оказались многие белорусские организации. Особенно много вопросов возникает в строительной отрасли. Есть такой нюанс: чтобы разместить заявку на электронном поле, заказчик (например, управление капитального строительства облисполкома) обязан представить проектно-сметную документацию. Мало того, что она очень объемная (иногда – в нескольких томах), так еще есть и множество проектов, по которым строительство и проектирование ведутся параллельно. То есть проектные институты зачастую просто не в состоянии выдать такую документацию. В итоге возникла ситуация, когда УКСы не могут закупить стройматериалы для новых объектов. «С начала года не только мы, вся республика вынуждена простаивать. Все новое строительство не двигается. Как тромб образовался», - так прокомментировал ситуацию в отрасли начальник УКСа Брестского облисполкома Иван Федорук.

Сейчас в Минэкономики идет целая волна обращений от строительных организаций с просьбой разрешить закупки «по старинке». Дать добро министерство не имеет права, потому как это противоречило бы подписанному Соглашению. С другой стороны, в России уже два года говорят о том, что для строительной отрасли госзакупки в электронной форме надо отменить. Не исключено, что в итоге страны - участницы ЕЭП пересмотрят данный пункт Соглашения, но произойдет это точно не скоро. Можно только гадать, как будет выходить из ситуации наша строительная отрасль, перед которой поставлены поистине грандиозные задачи…

Елена Трибулева

3077
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3907
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2439
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1837
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2221
Вы владеете недвижимостью?











Ответить