20 ноя / 2019

А торг всегда уместен

15 февраля 2013

Что ж, наступило время «ч» и для торговой отрасли Беларуси, о чем свидетельствуют и новый законопроект о государственном регулировании торговли и общественного питания, и январские общественные дебаты вокруг него. Во время обсуждений, в которых участвовали депутаты, представители госорганов и торговых организаций, эксперты, предприниматели и члены бизнес-союзов, прозвучала и главная цель новорожденного проекта – установить и закрепить баланс торговых интересов на потребительском рынке. Об этом и многом другом шел разговор корреспондента «Вечерки» с Вадимом Кравцовым, возглавившим в ноябре 2012 года управление торговли и услуг Брестского облисполкома.

«Крупноформатная» тенденция

Активное укрупнение торговой сети не обошло Брестский регион. Ситуация складывается таким образом, что рост торговых площадей столь интенсивно идет за счет открытия больших магазинов. За два последних года в области появилось 86 тысяч новых «магазинных» квадратных метров, и 30 % из них приходится как раз на объекты крупных форматов.

– Могу привести еще несколько цифр для примера, – говорит Вадим Владимирович. – На Брестчине за 2011-2012 годы ввели в эксплуатацию такое же количество супер- и гипермаркетов, что и в период 2006-2010 гг. Развитие крупноформатных торговых объектов в ближайшем будущем продолжится. На сегодняшний день у нас по десятому декрету президента (о создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. – Авт.) заключено около 40 инвестиционных договоров на строительство именно крупных объектов торговли, общепита и придорожного сервиса. И 9 из 40 инвестиционных проектов будут реализованы в 2013 году.

По предварительным прогнозам, в текущем году в городе над Бугом и райцентрах должны появиться 15 новых больших магазинов. Интерес к «гигантам» обоюдный – как со стороны непосредственно торговых организаций и компаний, так и со стороны покупателей. Причем, по словам начальника областного управления торговли, эта тема нашла отражение не только в проектах крупнейших белорусских торговых сетей, но и в планах потребкооперации. Так, в прошлом году, проведя реконструкцию бывшего овощехранилища, Столинское райпо открыло универсам площадью почти 480 кв. м. А в Малоритском районе местное потребительское общество организовало магазин, взяв в аренду 1200 «квадратов».

«Сетевики» идут в глубинку?

По мнению Вадима Кравцова, на Брестчине среди крупных «сетевиков» не наблюдается особой активности по продвижению в провинцию. Например, магазин «Евроопт» есть только в Березе. Но тенденция все же просматривается глазом.

Судите сами. В марте 2013-го эта же компания планирует открыть универсам в Жабинке: на аукционных торгах было приобретено здание бывшего хлебозавода и проведена реконструкция под торговый объект. В конце февраля – начале марта минская компания «Белмаркет» сдает в эксплуатацию магазин в Пружанах (более 1 тысячи кв. м). В настоящее время в Кобрине идет строительство магазина «Евроопт», который откроет свои двери покупателям уже во второй половине текущего года. Кроме того, литовская компания ведет строительство сети типовых магазинов в областном центре, Ивацевичах, Пружанах и Барановичах.

Безусловно, появление «сетевиков» в райцентрах вносит коррективы в ситуацию на местном потребительском рынке, ведь какая-то часть торговой ниши сразу же отходит к новому участнику. Не надо забывать, что у крупных торговых сетей свои правила игры, которые ну никак не подойдут тем же районным потребительским обществам. А последние, между прочим, обслуживают не только райцентры, но и держат на своих плечах торговое дело в сельской местности. Если здраво подходить к вливанию «сетевиков» в торговый процесс районного масштаба, то следует позаботиться не только о балансе интересов, но и о равных условиях для ведения деятельности. Вот тут Брестчине есть чем поделиться.

Регулируемый «перекресток»

Сегодня, в соответствии с принятым решением облисполкома, районные власти на Брестчине не заключают торговые инвестиционные договоры на местах. Новые правила введены для того, чтобы «провести» всех потенциальных инвесторов, желающих получить земельный участок под строительство торгового объекта, через аукцион.

– Торговля, в отличие от других сфер деятельности, – это «быстрые» деньги, а оперативный возврат вложенных средств весьма привлекателен. Что получается? Инвестор, кроме «быстрых» денег, по декрету № 10 получает льготы, а при заключении инвестиционного договора ему и участок достается бесплатно, – поясняет Вадим Владимирович.

Мой собеседник также отметил, что остаются востребованными магазины пошаговой доступности. Свою роль в сохранении небольших магазинов и объектов малого и среднего торгового бизнеса области сыграют и разработанные перспективные схемы. Своеобразные торговые карты с нанесенными на них уже имеющимися магазинами помогут рационально распределить места для будущих объектов, в том числе и магазинов крупного формата. Причем – с учетом транспортной и пешеходной доступности, а также прочих «мелочей».

По мнению начальника управления торговли и услуг облисполкома, представителям малого и среднего бизнеса, желающим удержаться на плаву и не потеряться среди растущих супер- и гипермаркетов, предстоит и самим поработать на укрепление своего положения. Одним из таких шагов может стать перепрофилирование на «узкую специализацию» небольших частных магазинчиков и павильонов. К чему соревноваться с крупноформатными «точками», всего-то и надо – проанализировать линейку товаров у конкурента и сделать правильный выбор.

– Мы хотели бы видеть в каждой сети и внедрение программы лояльности к многодетным, пенсионерам и инвалидам. Каким образом это будет решено (карточки или что-то другое) – не так и важно, главное, чтобы для этих категорий граждан была введена скидка 3-5 %. Для сетевой торговли подобные суммы – ничто, – сказал Вадим Кравцов.

Что касается так называемой здоровой конкуренции и равных условий работы. Первый необычный шаг в этом направлении был сделан в Жабинковском районе. Крупному ритейлеру, готовящемуся открыть в райцентре универсам, предложили взять на себя часть социальной нагрузки местного райпо. А именно: заняться выездной торговлей в 22 малонаселенных пунктах. И, не дожидаясь открытия магазина, с 4 февраля с понедельника по среду по дорогам района колесит… фургон «Евроопт», замещая в эти дни автолавки райпо. Эксперимент по распределению социальной ответственности, можно сказать, состоялся. А Брестчина получила задание по дальнейшему внедрению выездного обслуживания сельчан «сетевиками».

Елена Жук

2394
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3905
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2439
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1837
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2221
Вы владеете недвижимостью?











Ответить