20 ноя / 2019

Как мы открывали белорусскую деревню

30 мая 2008

Есть в редакции такая традиция: ежегодно мы чествуем почтальонов – победителей редакционного конкурса. В основу профессионального состязания связистов, объявленного «Вечерним Брестом», положена  простая схема: растет тираж любимой газеты - значит, наше общее дело должно быть отмечено наградой. В качестве поощрительного приза на сей раз мы выбрали путешествие в единственный белорусский музей материальной культуры под открытым небом «Дудутки». В путь отправились представители лучших почтовых отделений области: Пинска, Кобрина, Жабинки, Березы, Ивацевичей и др.

Музей «Дудутки» на самом деле очень сложно и музеем-то назвать - по площади он занимает 160 гектаров. Это бывшее поместье Станислава Ельского, очень образованного человека, который в 1785 году привез сюда немецких мастеров и стал развивать ремесла на белорусской земле. На протяжении 130 лет наследники Ельского владели поместьем Дудутки, а в начале девяностых в это место вложил деньги известный публицист и издатель Евгений Будинас. Несколько лет  музей «Дудутки» был интеллектуальной и материальной собственностью Будинаса, а с 1994 года перешел в руки «Трастбанка».

Можно поспорить, но нам показалось: «Дудутки» – то место, где человек теряет возраст. Сама атмосфера располагает здесь к каким-то шалостям и вольному поведению. Например, когда экскурсовод спросила, с чего начнем осмотр музейных достопримечательностей, наша группа профессиональных связистов заявила, что не прочь с дегустации народного напитка. Знали, что наливают здесь ма-а-аленькими дозами, а все-таки интересно: нигде в другом музее вы не попробуете настоящего деревенского самогона. Большинство из экскурсантов не верили, что такой музейный экспонат, как самогонный аппарат, существует в действительности. Вот и хотелось проверить.

Но путеводители нас не обманули. В беседке, сколоченной из круглых бревен, нас ожидал стол с мелкой посудой и необычной закуской. К самодельному напитку из пшеницы (в соответствии с лицензией гонят прямо на территории музея) нам предложили… соленые огурцы с медом. Такое сочетание нельзя употреблять в повседневном рационе и тем более – в больших количествах. Но чтобы понять прелесть поданного кушанья, надо лишь пригубить напиток и съесть маленький «медовый» огурчик. Говорят, только так удается ощутить непередаваемое словами послевкусие истинного белорусского яства: народная водка плюс ядреный огурец из кадки.

«Приложение к истокам» передало всей группе особенное настроение. Все теперь казалось в «Дудутках» интересным, необычным и вызывало национальную гордость за свою землю. Один из хозяев гончарной мастерской Антон Прокопович показал, как в далекие времена изготавливали простую керамику, необходимую в хозяйстве. На наших глазах из куска глины возникла вазочка для цветов. Другой мастер – Константин Титов – продемонстрировал  уникальную технику изготовления рябой керамики. Раскаленное изделие опускают в болтушку из огуречно-капустного рассола с добавлением ржаной муки. Этой древней технологией владеют только два белорусских мастера. И больше никто!

Мастерские ремесленников расположены в «Дудутках» в отдельных «квартирах». По железной вывеске можно догадаться, к кому заходишь в гости – пекарю или кузнецу, гончару или плотнику. Мы пошли на запах свежеиспеченного хлеба. Зашли в большую деревенскую хату – с тем самым трепетом, с которым входишь к незнакомым людям в дом. Расселись по лавкам – и тут нас стали угощать. Первым делом принесли травяной чай, за ним – хлеб, выпеченный на зеленом листе, затем – настоящие деревенские сыры, которые в «Дудутках» делают местные мастерицы. Сыр желтый, с тмином, с укропом… Уплетая народные деликатесы, мы узнали много нового – хорошо забытого старого.

Теперь нам известно: хлеб в белорусских деревнях XIX столетия выпекали только один раз в неделю. Накануне хозяйка не грешила, мылась в бане, молилась, только потом замешивала тесто в дежке, которая состояла обычно из березы и дуба – женского и мужского начал. Закваска стояла ночь нетронутой, а к утру следующего дня пекли сразу несколько хлебов – с расчетом одна буханка на день. А вот резал хлеб только хозяин: нож ходил на себя – как коса. Интересно: когда старая дежа изнашивалась и в доме появлялась новая, прежнюю сразу не выбрасывали. Ночь обе дежки стояли накрытые общим ручником. Считалось, что старая передает новенькой тайны закваски хлеба.

Самый самобытный экспонат «Дудуток» -  мельница, которая давеча отметила 103 года. Ее привез сюда еще Евгений Будинас – нерабочую мельницу он купил за символическую плату в деревне Березовка Кормянского района. Теперь она стала символом «Дудуток» - ее образ можно увидеть во всех рекламных проектах музея. Но у каждого посетителя старая мельница по-своему остается в памяти. Именно здесь, у ее порога, туристы загадывают самые сокровенные желания. Наша группа не стала исключением. Входить в чрево мельницы нужно со словами «свят-свят-свят» и загадать желание. А выходить - трижды стряхнув с левого плеча. И желание обязательно сбудется!


2244
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3905
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2439
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1837
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2221
Вы владеете недвижимостью?











Ответить