12 ноя / 2019

Не дайте себя обмануть!

16 марта 2011

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потребителем – такова неизбежная реальность в век нанотехнологий и глобализации. Ежедневно мы заходим в магазин, время от времени обращаемся в химчистку, ателье, мастерскую. Но случаи, когда радость от приобретения омрачается тем обстоятельством, что качество покупки или услуги не соответствует нашим ожиданиям, не так уж редки. Если сапоги разваливаются, не прослужив и месяца, если телевизор выходит из строя через неделю после покупки, а заказанной услуги вовек не дождаться, покупатель спешит к продавцу или производителю товара. Но удовлетворить требования недовольного потребителя спешат далеко не всюду. Однако есть еще одна организация, где могут действенно помочь обманутому клиенту – это общество защиты потребителей, районные организации которого есть во многих городах.

В Кобрине районная организация защиты потребителей действует с 1994 года, и все 16 лет ее возглавляет Борис Чубаров. Эффективность его работы сравнима с деятельностью целого офиса. Только за прошлый год за помощью к председателю обратилось 1238 человек, часть конфликтных ситуаций разрешены в устном порядке, в результате обращений в суд потребителям возмещен материальный ущерб на сумму 30 млн 756 тыс. рублей и моральный вред в размере 1 млн 423 тыс. рублей. И, по свидетельству Бориса Николаевича, обращений с каждым годом становится больше в среднем на 10 %.

По статистике, больше всего нареканий у кобринских потребителей вызывает обувь. Причем не та, что продается в фирменных магазинах белорусских производителей, а та, что поступает из Китая, России, Украины и проч. и продается частными торговцами. Борьбу с некачественными сапогами и туфлями председатель районной организации ведет на протяжении уже многих лет, и если в самом начале продавцам подделок приходилось даже выступать ответчиками в суде и платить огромные штрафы и неустойки, то сейчас, наученные своим и чужим горьким опытом, они стараются уладить претензии мирным путем. Если случай спорный, то развалившуюся пару потребитель отправляет на экспертизу в торгово-промышленную палату. Может быть, он сам виноват, что обувь так быстро вышла из строя, – к примеру, использовал осенние сапоги на тонкой подошве зимой, когда тротуары посыпают едкими реагентами, вот обувь и не выдержала. В таком случае покупатель не имеет права на замену или возврат денег за сапоги, да и стоимость экспертизы ему придется оплатить самому.

– Умнее всего поступают те продавцы, кто заключает договоры на поставку товара с заводами-изготовителями, а не с посредниками, – говорит Борис Чубаров. – В случае если экспертиза определит, что брак изделия – «заслуга» производителя, торгующая организация без труда вернет свои деньги или товар надлежащего качества.

Однако испорченные сапоги – еще полбеды по сравнению с тем, какие проблемы испытывают те, кто купил дорогостоящий мобильный телефон, одна экспертиза которого в специализированном центре в Минске стоит 800 тыс. рублей. Еще сложнее тем, кто купил холодильник, который работает с таким шумом, что будит хозяев по ночам, или швейную машину, которой после 2 минут работы нужно 8 минут, чтобы «отдохнуть», или, скажем, сушилку для фруктов, срок службы которой – всего 2 года. Все это реальные примеры из практики председателя кобринской организации общества защиты потребителей.

– Я не устаю повторять, что покупатель, прежде чем приобрести сложную бытовую технику, должен очень внимательно прочитать технический паспорт и инструкцию по применению выбранного товара, и особенно то, что написано мелким шрифтом, – говорит Борис Чубаров. – Иногда привлекательная цена маскирует низкие потребительские качества – короткий срок эксплуатации, неудовлетворительный режим работы, другие изъяны. Если они указаны в инструкции, позже покупатель не сможет заменить изделие или вернуть свои деньги, как за некачественный товар.

По наблюдениям опытного практика, с развитием в нашей стране рыночных отношений и открытием для бизнеса зеленой улицы, ситуации, когда от нечестных дельцов, главная цель которых – урвать побольше денег, а там, как говорится, хоть трава не расти, могут серьезно пострадать потребители, возникают все чаще. Иногда даже вполне респектабельные фирмы, заслужив за несколько лет безупречной работы хорошую репутацию, в конце концов оказываются «кидалами» – собрав с клиентов деньги, исчезают с горизонта. Конечно, от мошенников никто из нас не застрахован, но проявлять осмотрительность при заключении договора, передаче денег и получении заказанного товара нужно всегда.

Наталья Васюк

За правдой потребителя пинчане идут в горисполком

В Пинске основную нагрузку по защите прав потребителей сегодня несут городские власти. В горисполкоме создана специальная комиссия, которую возглавляет заместитель председателя горисполкома Михаил Самолазов. Прием граждан ведет уполномоченный по защите прав потребителя: распоряжением председателя исполкома Александра Гордича эти обязанности возложены на юрисконсульта отдела организационно-кадровой работы Раису Козляковскую.

За три с половиной года рассмотрено 1347 обращений. Субъектам хозяйствования, в основном это индивидуальные предприниматели или частные предприятия, занимающиеся торговлей и оказанием услуг, направлено 48 предписаний об устранении нарушений прав потребителя, подготовлено 118 претензий, в 39 случаях составлены исковые заявления в суд. Всего за указанный период времени гражданам возмещен материальный ущерб на сумму 103 млн 949 тысяч рублей.

– Чаще всего продавцы удовлетворяют требования покупателей после устного разъяснения им положений действующего законодательства, – рассказывает Раиса Михайловна. – Но есть и такие, кто не спешит выполнять даже письменные предписания исполкома. Правда, их число с каждым днем сокращается. Многие из тех представителей бизнеса, которые не соглашались на проведение экспертизы реализованного ими товара, на расторжение договора купли-продажи и возврат уплаченной суммы за товар ненадлежащего качества и воздействовать на которых можно было лишь предписаниями и исковыми заявлениями, сегодня уже не стесняются уточнить у юриста, как правильно поступить, чтобы не нарушить закон о правах потребителя.

Пинск стал первым в области городом, где исполком начал оказывать помощь в составлении исков о выплате неустойки за нарушение сроков гарантийного ремонта. Продавцу на это закон отводит максимум 14 дней. Каждый просроченный день влечет за собой потерю суммы, равной одному проценту стоимости товара. Бывали случаи, когда размеры компенсации превышали стоимость самого товара. Вот и недавно по подготовленному с помощью уполномоченного горисполкома иску суд Пинского района и г. Пинска принял решение в пользу владельца моторной лодки. Его претензии к качеству дорогостоящего приобретения (5 млн 300 тысяч рублей) продавец не принял, предписание горисполкома произвести ремонт за свой счет и в установленный законом срок не выполнил. В итоге размер неустойки превысил пять миллионов рублей. Правда, в суде истец согласился на половину этой суммы – три миллиона. Кроме того, получил отремонтированную за счет продавца лодку.

В городе действует общество по защите прав потребителя, однако занимает скромное место. За консультацию, составление претензий и исков здесь нужно платить, а в горисполкоме все перечисленные виды услуг оказывают бесплатно, в наиболее сложных ситуациях возможно участие уполномоченного в судебном процессе. Потому правду потребителя большинство пинчан ищут в коридорах власти. В последнее время в Пинский горисполком по этим же вопросам стали обращаться и жители соседних районов. В консультации им здесь не отказывают.

Павел Куницкий


4895
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Собрались купить пиломатериалы? А знаете ли вы, что существует более 200 пороков древесины....
3886
Для начала необходимо взять во внимание то, что приобретать жилую площадь под аренду...
2431
Есть несколько важных нюансов, на которые стоит обратить внимание каждому, кто начинает...
1829
Межкомнатные двери – это не просто функциональный элемент, который позволяет спрятать...
2208
Стоит ли разрешить курение на территории учебных заведений для совершеннолетних?








Ответить