26 сен / 2020
26 сен / 2020
Подать рекламу
БРЕСТ
20°
22°
БРЕСТ
20°
22°

Анатолий ВОРОБЬЕВ, руководитель ансамбля «Радость»: «Многие узнают Брест по нашему коллективу»

17 апреля 2016

17 апреля в Брестском академическом театре драмы состоялся большой концерт заслуженного коллектива РБ - ансамбля танца «Радость». Накануне мы встретились с Анатолием Воробьевым. Заслуженный работник культуры, кавалер орденов Дружбы народов и Франциска Скорины, Почетный гражданин Бреста, народный артист Беларуси почти полвека руководит коллективом. 

- Анатолий Михайлович, что это была за история, когда «Радость» получила свой «дом»?

- В 1979 году ансамбль послали с белорусским обществом дружбы в Ирак в составе делегации, которую возглавлял председатель Совета министров республики. Мы выступали в разных городах, помню лозунг: «Советский Союз - наш друг номер один». Заключительная церемония состоялась в шикарном ресторане с присутствием Саддама Хусейна. За столом сидели буквально 10 человек, очень большие люди, мои ребята танцевали на мраморных полах. Было так скользко, что артисты постоянно падали, председатель Совмина мне говорит: «Прекращай, артисты травмируются», но как их было остановить? Выступление понравилось, и на обратном пути в Беларусь, прямо в самолете, я вместе с Николаем Егоровичем Матуковским, завотделом «Известий» в корпункте Белоруссии, подсели к премьеру. Говорим, у нас нет своей репетиционной площадки. Мы на тот момент уже гремели по Союзу и за рубежом, а своей площадки не имели - в школьных спортзалах репетировали. Костюмы держали в подсобном помещении кинотеатра «Мир». Ну и за 5 лет построили наш теперешний «кирпич».

- Вы считаете оправданным, когда «Радость» называют брендом Бреста?  

- Многие узнают город по нашему ансамблю. Представьте, юг Мексики, никто не знает, что за страна Беларусь. Мы зажигаем зал, и люди спрашивают: а эти артисты откуда? То же самое - в Тайване. Мы  объясняем, что Брест - это на границе с Польшей, с Евросоюзом. Когда встречаемся с мэрами городов, где выступаем, дарим сувениры с символикой Бреста, так люди узнают наш город.

- Для продвижения коллектива важно, чтобы его поддерживали власти?

- Сегодня даже с моей изворотливостью стало очень тяжело в финансовом плане. И я надеюсь на руководство области и города. В свое время меня очень поддерживал Константин Андреевич Сумар, на протяжении 10 лет был настоящим куратором «Радости». Сегодня поддерживает новый мэр Александр Степанович Рогачук, который понимает роль культуры. В свое время мы ощущали поддержку Виктора Ивановича Бурского, Владимира Викторовича Григорьева, который потом создал «Славянский базар» в Витебске. Из руководителей города яркой личностью был Иван Болеславович Венцель. Удивительный человек, даже выезжал с нами однажды на гастроли. Кажется, в Германию.

- Вы считаете, если человек долго и много работает, отдается делу, успех сам его находит?

- Здесь много составляющих. В искусстве прежде всего важны люди, репертуар, костюм и жизнедеятельность коллектива. Люди должны чувствовать жизнь, движение, рост. Что касается нашего дела, надо иметь связи. Я сегодня спокоен, потому что мы получили имя не только в Беларуси, но и в мире. На международной сцене у нас есть куратор француз Филипп Босан, президент Международной ассоциации фольклора. Именно по его приглашению мы дважды побывали на международном фестивале в Конфолане. Две недели назад я дал согласие  Филиппу Босану на новую поездку в следующем году. По линии ЮНЕСКО в числе лучших десяти ансамблей мира мы вылетим в Гваделупу, во французский департамент. И потом будет давать концерты еще в течение 40 дней по Европе. Все - за счет организаторов.

- Вы объездили практически всю Европу, были в Северной и Южной Америке, странах Африки и Азии. Но знаю, что старожилы «Радости» любят вспоминать первые зарубежные концерты, когда выступали в маленьких залах Польши, переодевались в неприспособленных помещениях - «мальчики» и «девочки» на соседних стульях.

- Первые выезды за границу были в 67-м. Сразу, как я принял ансамбль, подружился с руководителем ансамбля университета Марии Складовской в Люблине Станиславом Лещинским. На предстоящем концерте в воскресенье будем показывать полонез, которому 40 лет (и костюмы остались с тех времен), Станислав Лещинский его для нас поставил, а его сын теперь восстановил танец. А первый выезд в капстрану, тогда это было очень престижно, был уже через два года моего руководства «Радостью» - по линии ЦК ВЛКСМ танцевали во Франции на международном фестивале фольклорного искусства, показали номер «Русский сувенир». А наутро я узнал, что значит «проснуться знаменитым». Все местные газеты вышли с фотографиями «Радости» - везде были лица моих ребят с балалайками. Это был триумф.

- На родине оценили ваш успех?    

- Знаете, при коммунистической власти идеологи уделяли огромное внимание самодеятельному движению. На фабриках, заводах создавались самодеятельные коллективы. Для многих людей, особенно неустроенных, одиноких, не реализовавшихся в профессии, это была отдушина. Как правило, здесь люди находили единомышленников, друзей, с которыми оставались в теплых отношениях всю жизнь. Я жалею, что мы это потеряли. С точки зрения идеологии государства, это было правильно. Выделяли бюджетные деньги на костюмы, гастроли, оплату труда руководителей коллективов - театральных, музыкальных, танцевальных.

- Вы - амбициозный человек или это течение жизни вынесло вас на те высоты, на которых вы оказались?

- В 18 лет, когда я пришел пробоваться в балетную группу государственного ансамбля танца, мне хотелось преодолеть какую-то ступень. В конкурсе, где пробовались ребята со всего Советского Союза, в том числе профессиональные артисты, я выиграл и вошел в двадцатку лучших. Танцевал тогда «по-среднему», возможно, мне помогла внешность - был стройным парнем. Но я быстро ушел из этого престижного ансамбля в коллектив легендарного белорусского фольклориста Геннадия Ивановича Цитовича. Очень своеобразная натура, преданный всему белорусскому человек. Именно он привил мне любовь к истокам.

- Это удивительно, ведь тогда мы все были гражданами Cоветcкого Союза, без роду-племени...

- Да, мы жили в империи, а Цитович уже в те годы понимал ценность культуры своей земли. Он говорил буквально: «Истоки надо искать в сундуках». И я потом рылся по этим сундукам многие годы. Ездил по деревням Малоритского района, скупал андараки, передники, по дешевке - 5-10 рублей. Я собрал аутентичный костюм Малоритского района. К 50-летию коллектива, четыре года назад, я нашел мастерицу, которая мне соткала такие андараки, и мы в них танцевали. Все удивлялись: костюмы ручной работы - никакие мастерские этого сделать не смогли.

- Так вы - упорный человек, любите «дойти до сути»?

- Это, наверное, от отца, Михаила Ивановича. Он был простой работяга, но всегда выдумывал что-то. Сам разработал технологии возделывания кож, чтобы кожа была тонкой, красивой. Это был его дополнительный заработок. В его кожаных куртках ходило все начальство Барановичей. И я носил его дубленку, кожаное пальто, кожаные куртки, в те времена это было очень престижно.

- А ваша жена носила папины «кожанки»? Мария Игнатьевна - известная модница.

- Мария Игнатьевна это игнорировала. Она - особый человек, очень утонченная, у нее на одежду, да и на все свое видение. И мне это нравится. Помню, в юности, когда мы жили еще очень трудно, я подарил ей бельгийскую шубку, правда, искусственную. Она очень радовалась, но поносила недолго, пришлось продать - нужны были деньги на жизнь.

- Вы не создаете впечатление человека, который когда-либо нуждался...        

- Наша совместная жизнь начиналась в Барановичах, я тогда руководил ансамблем «Юность». До свадьбы мы с Марией встречались два года, она танцевала в государственном ансамбле танца. Была очень красивая, с идеальной фигурой - на нее шили все образцы костюмов. Я влюбился в нее и предложил замуж. Она была из многодетной семьи, десятый ребенок. Никакого благосостояния не было, да все тогда жили скромно. В Барановичах нам дали двухкомнатную квартиру из подменного фонда, мы были счастливы. Столом нам служил подоконник на кухне, из имущества - несколько чайных сервизов, которые нам подарили на свадьбу.  Мы их даже не распаковывали - поставить было некуда. Когда родилась наша первая дочь, Мария перестала работать, я один крутился. За руководство ансамблем 100 рублей получал и вел уроки ритмики в четырех школах города - в каждой на полставки еще по 15 рублей. Запомнились мне эти «пятнадцатки». Марии было очень тяжело - я всегда пропадал на работе, ставил программу из 16 танцев, налаживал знакомства в минских театральных мастерских, костюмы надо было шить. Чувствую вину перед женой, мало времени ей уделял. Но в последние десять лет я исправился.

- Откуда это пошло, что вас с Марией Игнатьевной в коллективе называют «мамой-папой»?

- За эти годы в «Радости» прошли 9 поколений. Это пошло, наверное, еще когда в ансамбле танцевал Григорий Бысюк, Саша Процевич, Света Семенова, Саша Грищук. Было  совпадение взглядов, душ. Они придумали, а потом продолжили другие люди. Мы всегда старались, чтобы «Радость» была семьей для всех, кто был связан с ансамблем. Для многих четыре-пять лет в ансамбле стали самыми счастливыми. И это для меня очень важно.

 

 

ФОТО: Андрея Рыбачука

5696
2
Ирина
13.10.2016 11:17
ответить ответить с цитатой
Мой дядя Воробьев Анатолий Константинович - может мы в какой-то степени родственники?
ирина
13.10.2016 11:13
ответить ответить с цитатой
Здравствуйте!!! Часто смотрю выступления вашего ансамбля на концертах для ОАО "Савушкин продукт", мало того пионервожатой у меня была Исаева из вашего ансамбля, а практикантами по физике в 22 школе были Александр Процевич и Светлана Соколова. У меня внучка - Настена, как все бабушки ,я думаю,что у нее есть способности к танцам (возможно, как все бабушки, я ошибаюсь), но после хождения по "кружкам" г.Бреста я не увидела ни одного педагога (именно педагога для хореографии). Я знаю и понимаю,что у Вас нет избытка времени, но если можно, то посоветуйте куда обратиться (хотелось бы конечно посмотреться у Вас), чтобы не тратить время зря на пустые надежды. С уважением. Ирина.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

XXIX Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» пройдет с 16 по...
4176
«Вечерка» подготовила для вас подборку интересных и бесплатных развлечений......
3140
Очередная попытка украинцев «поюморить» в Бресте закончилась ничем....
26479
Звезды эстрады наметили новые даты гастролей в Бресте Пандемия спутала планы турне...
6849
На вас произвела впечатление инаугурация?






Ответить
На вашей улице достаточное освещение? Если да, голосуйте:
















Ответить