Ответа на этот вопрос вы, увы, не узнаете ни из самого фильма, ни из этого обзора. Но разве плохо, когда есть простор для фантазии? Почему бы не помечтать и о том, что скромный «Метеор» из южного Новороссийска вдруг доберется до финала еврокубков. Ведь этому и учит своих подопечных сам Козловский в образе Юрия Столешникова — мечтать и побеждать в борьбе за свою мечту.
Кадр из фильма «Тренер»
Лично у меня нет сомнений, что «Тренер» станет в кинопрокате откровением. Будет тяжело повторить судьбу «Движения вверх», которое побило все рекорды по продолжительности сеансов и их востребованности. Но у новой российской драмы для этого все есть. «Тренер» — это не о реальных событиях. Это не футбол в slow-mo. Это не рассказ об одном человеке. Но это — шикарный собирательный образ всего футбола в целом. Истинная драма одного человека, которая захватывает умы и сердца.
И в этом Данила Козловский, выступивший и режиссером, и главгероем, был всецело прав. У российского футбола нет таких славных побед, о которых стоило бы слагать легенды. Ну, разве что о бронзе EURO-2008. Затея рискованная на фоне нынешних результатов.
И Козловский это дело воспевать не стал. Он пошел по еще более рискованному пути и показал «футбол из глубинки» таким, какой он есть. С продажными судьями, наплевательством властей, договорными матчами, желанием построить на месте стадиона очередной торговый центр, футбольной политикой и поблажками для «блатных» футболистов. А еще — футбольными фанатами, которые предстают в «Тренере» во всей красе и всех ипостасях. Коллеги из российских СМИ еще до выхода ленты в прокат отмечали, что такая история фильма «зацепила» очень многих влиятельных людей в футбольном мире (хоть и снимали ленту при поддержке РФС). Ну, в самом деле — какие договорняки, какие продажные судьи, у нас тут чемпионат мира на носу! Но «Тренер» вышел таким, как задумывался. И за это — браво!
Кадр из фильма «Тренер»
Первые футбольные сцены в фильме, правда, несколько насторожили — уж больно похожи по стилистике на какой-нибудь симулятор типа FIFA или Pro Evolution Soccer. Однако на самом деле все эти сцены снимались по-настоящему, с привлечением реальных футболистов и реальных футбольных команд (например, «Тамбов» в одном из эпизодов ФНЛ). У Данилы Козловского сыграли такие известные игроки, как Дмитрий Сычев (Додин), Алан Гатагов (Петровский), Евгений Савин (Ануров). Самих себя сыграли реальные спортивные комментаторы Константин Генич и Нобель Арустамян. Консультантом выступил не менее известный человек — Леонид Слуцкий, а финальная сцена матча с «Челси» в действительности проходила на «Стэмфорд Бридж» (не без протекции Романа Абрамовича, разумеется) с участием тренера Антонио Конте и футболистов лондонского клуба. Выбор в пользу «Челси» объяснялся не только его владельцем, но и тем фактом, что сам Козловский — страстный поклонник «синих».
Режиссер не обошел вниманием и женский вопрос в российском спорте. Ирина Горбачева сыграла «железную леди» Ларису Вольскую (президента ФК «Метеор»), а модель и пассия Козловского Ольга Зуева исполнила роль клубного врача-реабилитолога Вари, с которой у Юры Столешникова будет закручиваться love-story. Лучше девушки на последнюю роль Даниле было и не сыскать — все получалось натурально.
Кадр из фильма «Тренер»
Слово «натурально», впрочем, можно отнести ко всему фильму. Если и искать тут пафос, то лишь в первых сценах из вымышленной встречи Россия — Румыния, где Столешников не забил тот самый проклятый пенальти, после которого его игроцкая карьера пошла под откос. В остальном — все просто, по-бытовому. Даже взаимоотношения Юрия с отцом (Андрей Смоляков) не выглядят слишком уж теплыми, хотя это лишь показное — в глубине бурлящей души скрываются истинные эмоции. А вот Бергер (Владимир Ильин), ставший для Столешникова своего рода отцом тренерского ремесла, в эмоциях не стесняется, рубя правду-матку. И, к слову, диалоги, которые многие критиковали за простяцкость и в какой-то мере банальность, вполне соответствуют канве фильма. Действительно, высокопарные речи в «Тренере» смотрелись бы по-дурацки. То же касается и фанатского движения. В ленте эти парни представлены далеко не пай-мальчиками и на камеру выдают все те нецензурные проклятья, которые вы можете услышать на любом реальном стадионе. Но тренер Столешников дает им новую цель в жизни, и тогда фан-сектор «Метеора» начинает играть совершенно другими красками.
Люди из российского футбола после премьеры фильма с ходу нашли множество совпадений с реальными событиями спортивной истории. Цитировать их не имеет смысла, ибо ни одну историю «Тренер» не дублирует до конца (как это было в том же «Движении вверх»). Но это еще одно доказательство, что фильм у Козловского получился образом собирательным. И клавиша на компьютере не нажмется так, чтобы написать о несправедливости этого образа. Режиссер признавался, что списывал впечатления с реальных людей и тренеров как российского, так и зарубежного цеха. И именно поэтому Столешников в роли руководителя «Метеора» получился совершенно гармоничным, на своем месте. Однако — спойлер! — Юрию все же пришлось вернуться на поле в решающем сражении, дабы доказать самому себе, что он чего-то стоит…
А чего — решите сами, сходив в кинотеатр. Не пожалеете!
Кадр из фильма «Тренер»
ПЛЮСЫ
- Оригинальный сюжет;
- Правдивая вселенная российского (и не только) футбола;
- Отличная актерская игра;
- Драматизм ленты до последних минут;
- Интересные персонажи, которым хочется сопереживать;
- Здравая спортивная составляющая;
- Нет явных ляпов, на которых зацикливалось бы внимание во время просмотра.
МИНУСЫ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.