В прокат вышла вторая за год космическая драма от российских кинематографистов. И вопрос «Много это или мало?» не так актуален в сравнении с другим насущным: «Хуже или лучше»? Ведь «Время первых», датированное апрелем, уже установило определенную планку.
Кадры из фильма «Салют-7»
Сказать по правде — ленты получились до боли похожими. По смыслу, по стилю, по драматизму, по актерской игре — практически по всем пунктам. Кроме одного, самого важного. К «Салюту-7» на пушечный выстрел не подпустили тех, с чьей истории, собственно, и срисовали сценарий — космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных.
Именно эта пара в июне 1985 года совершила практически невозможное и запустила «умершую» орбитальную станцию, из-за которой рисковала пойти прахом вся космическая программа СССР. В отличие от «Времени первых», где космонавт Алексей Леонов консультировал режиссера и сценаристов от корки до корки, в этот раз Клим Шипенко и компания решили, что справятся сами. За основу, правда, взяли книгу Савиных «Записки с мертвой станции» — именно оттуда срисовали основные проблемы, возникавшие у главных героев. Кое-какие моменты проясняли космонавты Сергей Крикалёв и Александр Лазуткин, но такой твист тем более вызывал вопросы. И потому без придумок в стиле Голливуда, как водится, не обошлось. О них — чуть позже.
Итак, от главных героев остались только имена — Владимир (Владимир Вдовиченков) и Виктор (Павел Деревянко), они же космонавты Федоров и Алёхин соответственно. Им и предстояло оживить внезапно замерзшую после «атаки» метеоров станцию. Собственно, на этом и построен весь сюжет «Салюта». Зрителя вводят в дело без особой раскачки, небольшим «бэком» о полете «Союза Т-12», предыдущей экспедиции Джанибекова-Федорова. Она напрямую увязывалась с полетом «Союза Т-13», который и взял на себя спасительную миссию, однако ход сценаристов не сильно-то и объяснял, почему эти «20 тонн железа» были так важны для советской космической программы. К 1985 году СССР потерял достаточно много космонавтов — и об этом вспоминает в критической ситуации руководитель полетов Валерий Рюмин (Александр Самойленко). Однако на самоубийственную миссию все же людей отправили. Конфликт фильма — якобы станцию могут украсть американцы — сами Джанибеков и Савиных после премьеры назвали откровенной придумкой. Ну, а что — раз Голливуд вечно выставляет русских антигероями, им нужно дать достойный ответ. В 80-е так тоже сделали бы.
Не выдержала критики реальных космонавтов и финальная сцена, когда Федоров и Алёхин умудрились спасти станцию с помощью кувалды. В реальной жизни, замечал Савиных в своей книге, все было иначе — и куда сложнее. Однако время в картине и так было на исходе (полная версия фильма имеет протяженность в два часа), так что заморачиваться сценаристы не стали даже тем фактом, как герои все-таки вернулись на Землю. Открывай, зритель, Википедию или другие источники и ищи сам. Да, в самом возвращении Джанибекова и Савиных не было той драмы, которая была у Беляева и Леонова во «Времени первых», однако концепция космической одиссеи просто умоляла рассказать о хэппи-энде. Он в итоге получился скомканным.
Кадры из фильма «Салют-7»
Однако кое в чем «Салют-7» превзошел конкурента года. Во-первых, это съемки в космосе. Не в самом, разумеется, но картинку из съемочного павильона в Петербурге сумели насытить качественными деталями. Порадовали кадры от первого лица, симуляция невесомости и компьютерная анимация — усилия оператора-постановщика Сергея Астахова заслуживают искренней похвалы.
Во-вторых, фильм оказался чуть лучше апрельской ленты по части драмы. Хотя зритель коротко и знает, в чем суть, он с первых же минут испытывает весь нерв происходящего вместе с героями. Вдовиченков и Деревянко держат высокую марку актерской игры, несмотря на откровенные сюжетные пробелы. А в компании с женами Ниной Федоровой (Мария Миронова) и Лилией Алёхиной (Любовь Аксёнова) им даже удается выдавить слезу из полностью нераскрытой и порой даже бестактной семейной линии.
В-третьих, «Салют-7» отлично дополняет политическую линию, заложенную во «Времени первых». Зрителю первым планом показывают ложь и фальшь советских СМИ, накал в медиапространстве между Союзом и западными странами, а заодно и шкурные интересы «гэбистов», готовых принести в жертву космонавтов. Тогда людей не считали, даже если то были дважды Герои Союза…
Впрочем, если абстрагироваться от исторических параллелей, то «Салют-7» — лента вполне себе цельная. Она ближе к голливудским «собратьям», чем «Время первых». Более драматична, проста и понятна. И лишь эффекты смазанной концовки и не самого логичного начала не дадут зрителю ответить сразу на все вопросы. На некоторые сеансы уже и без Википедии не сходишь.
ПЛЮСЫ
- драматический накал с первых минут;
- качественные съемки и спецэффекты;
- отличная актерская игра;
- музыка под стать моменту;
МИНУСЫ
- стилистическая калька «Времени первых» — для одного года выхода многовато;
- пренебрежение историческими фактами и одним из основных конфликтов;
- скомканные начало и концовка фильма;
- не полностью раскрытые второстепенные линии;
- попытка российского кинематографа сыграть на самобытном продукте все равно скатывается к лекалам Голливуда.
Сеансы фильма «Салют-7» в большом и малом зале к/т «Беларусь», а также в к/т «Мир»
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.