На фантастику не принято ходить в одиночестве, поскольку это скучно: а как же поделиться «вау-эффектом», порассуждать о творческих находках режиссера, помечтать в стиле «а прикинь, если бы так можно было». Но, увы, «Черновик» Сергея Мокрицкого не вызовет у вас ни одной из подобных эмоций. Скорее, породит мысль о том, какой параноик сочинял этот бред и когда же это все закончится.
Кадр из фильма «Черновик»
При этом хочу заметить: роман Сергея Лукьяненко, по которому, собственно, и сняли фильм (а в планах еще сериал и сиквел «Чистовик» — о, господи, пощадите!), очень даже неплох. Настолько неплох, что книгу 2005 года практически не скачать в полной версии (в ознакомительной доступно порядка 45-50 страниц компьютерного текста), а в областной библиотеке, как удалось узнать накануне, печатных экземпляров всего два, один из которых кто-то жадно читает на досуге. И знаете, после такого провала я обязательно пойду за вторым, чтобы хоть как-то скрасить ощущения от этого произведения. Ибо написано в сто раз лучше, чем снято.
Основная претензия к «Черновику» Мокрицкого даже не в сюжете — тут, за исключением пары деталей, все как-то более-менее соответствует, хотя в угоду киношникам в генеральную линию решили вплести побольше отвлечений. Которые сделали фильм только хуже — и лучше бы сценаристы заморочились другими вещами. Придираться по мелочи можно бесконечно: от перевирания породы скай-терьера Кешью до совершенно бесполезной по книжному сюжету Анны (Ольга Боровская), главной любви Кирилла Максимова (Никита Волков), которой в фильме отведена роль настоящего криптонита. И фраза Кости «Коти» Чагина (Евгений Ткачук) о том, что спасение Ани равносильно спасению миров, тянет на истинный бред, притянутый за уши под влиянием неизвестно какого психотропа. В книге на Аню становится плевать уже в самом начале.
Кадр из фильма «Черновик»
Но, если даже отвлечься от сюжета, в «Черновике» ведь нет главного — атмосферы. Печатное слово передает ее в разы лучше визуального эффекта. И нет ничего удивительного в том, что моя компания на этом киносеансе, не обремененная прочтением первоисточника, стала скучать минуте на 20-й. Автор же этих строк, успев ознакомиться с романом хотя бы в усеченной его версии, ловил мысль Лукьяненко чуть дольше, но в концовке мозг все равно отказывался воспринимать то, что в формате калейдоскопа творилось на экране.
Ведь Кирилл Максимов по идее должен казаться в доску своим парнем. Обычным, с хорошей работой, проблемами в личной жизнью, своими тараканами — но простым. А ведь по фильму не скажешь. Одержимый желанием спасти любовь даже из местного «ГУЛАГа» миров — «Нирваны», главгерой начинает походит на сумасшедшего. Еще больше его к этому подначивают функционал-акушер Рената (почему не Наталья, как по книге, — так и осталось загадкой) Иванова (Северия Янушаускайте) и функционал-ресторатор Роза Белая (Юлия Пересильд). Оба персонажа, безусловно, взяты из книги, но их роли в фильме настолько бездарны по значимости, что обеих можно было бы заменить на матрешки с «антигравами» — хуже не стало бы. Да и актерская игра обеих роковых дам не вызывает эмоций. Как и явный провал Боровской, по которой так и хочется процитировать нетленочку Аллы Пугачевой: «И шо он в ней нашел?»
Ну и само повествование, которое не без греха. Пол-фильма — любование главным героем, о котором хоть что-то становится понятно. Вторая половина — «веселые картинки» на экране, о которых понятно чуть менее, чем ни… Ну, вы поняли. Что за миры, откуда, каково их предназначение, в чем причины изоляций — а зачем это все знать зрителю? Тот случай, когда кинолента — пусть и хреновый, но пиар для книги, а не наоборот.
Кадр из фильма «Черновик»
Исходя из сюжетных и сценарно-актерских провалов, «Черновику» оставалось уповать только на последнюю важную часть любого фантастического фильма — графику и спецэффекты. Увы, но тут пишем третий провал: такой лени и позора в «графоне» российское кино не помнит со времен «Защитников». Уникальные миры из книжного «Черновика» в киноленте заменили Кремлем под разными соусами. Паровые повозки-такси Кимгима (который — о диво! — тоже оказался Москвой, а не Стокгольмом!) прорисовали пяткой левой ноги, не говоря уже о многих вещах в Аркане. Понятно, что хромакей — штука простая и дешевая, но с руками из нужного места можно и там слепить что-то стоящее. А так события в Аркане иногда возвращают к ностальгии по старым фильмам, где героев сажали в стоящую машину, а за ней запускали киноэкран — вот, мол, типа едем. В «Черновике», такое чувство, вместо экрана просто повесили на заднем плане бабушкин ковер, разрисованный в стиле стим- или киберпанка.
И только на матрешки с «антигравами» не поскупились, дополнительно снабдив их сканерами, пулеметами и еще бог знает чем. Не иначе как Голливуд решили запугать…
Кадр из фильма «Черновик»
ПЛЮСЫ
- Хочется постфактум дочитать книгу.
МИНУСЫ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.