В прокат вышла, без сомнений, самая громкая, распиаренная и ожидаемая российская кинопремьера 2017 года. «Притяжение» Федора Бондарчука окупило себя еще до появления на больших экранах за счет продажи ленты за рубеж. Но фантастика у российских режиссеров всегда получалась хуже, чем у Голливуда. Что на сей раз?
По трейлерам показалось, что Бондарчук попытался заимствовать у заокеанских коллег все то, за счёт чего собирают кассу, к примеру, «Трансформеры» или «Мстители». Логика фильма просматривалась просто: некие заблудшие инопланетные души разносят к чертям столичное Чертаново не самым мягким приземлением. И пока власти гадают, с миром ли прибыли гости, местная пацанва решает взять дело в свои руки. Такая аннотация выглядела достаточно убедительно.
Но режиссёр и сценаристы в один голос твердили: зритель увидел не все. В секрете действительно осталось многое, в том числе роль Риналя Мухаметова, которого ни в одном трейлере не было на первых ролях. И ведь не соврали, черти. Так что искренне советую не делать выводов о фильме только из тройки двухминутных роликов. Это все грамотный предпродакшн.
Но на этом о сюжете — точка. Фантастика на то и фантастика, чтобы позволить себе некие допущения и отойти от обыденности. Однако в чем Бондарчук молодец, так это в том, что российская «топорность» логики в этой фантастике кажется гораздо уместнее голливудской «сестры», живущей по принципу «сделай это красиво». Спецэффекты, безусловно, наличествуют — и неплохие. Их российское кино все же учится делать — достаточно вспомнить другую фантастику прошлого года.
Любопытен был и актёрский состав «Притяжения». Женский первый план был отдан на откуп 24-летней Ирине Старшенбаум, для которой это первая подобная роль такого масштаба. Однако именно вокруг ее героини Юлии Лебедевой, обычной школьницы из Чертаново, и строится повествование. Строится с учетом всех новомодных веяний, характерных для современной молодежи. Это делает «Притяжение» идеальным фильмом для подростков, но старшей аудитории некоторые вещи будут казаться непонятными или наивными.
Первостепенных мужских ролей в фильме несколько. 27-летний Александр Петров (Артём) знаком зрителю по сериалам «Метод» и «Полицейский с Рублёвки», в которых его роли не обделены юмором. Бондарчук же предложил Петрову сыграть героя другого плана — обычного парня с улицы со всеми вытекающими. На постсоветском пространстве эта роль знакома многим, и надо признать, что Александр справился с ней блестяще.
Вторым главным мужчиной «Притяжения» стал народный артист России Олег Меньшиков (полковник Валентин Лебедев), на чьи мудрые плечи легла военная операция по установлению контакта с пришельцами. Герой Меньшикова хладнокровен, как и положено военному. Но, как и любого отца, его куда меньше заботит судьба Москвы, России и мира — на первом плане дочь, хотя полковник всем видом старается этого не показывать. И все же в фильме полно сцен, когда зритель может в этом убедиться. Не на словах, а на деле.
Наконец, Риналь Мухаметов. На многих ресурсах в списке актеров он стоял наравне со Старшенбаум, но раскрыть его роль никому так и не удалось. Сам актёр в многочисленных интервью ссылался на запрет о разглашении. Но после премьеры все стало ясно. Риналь сыграл роль Хаккена, пришельца-исследователя, чей корабль и приземлился на Чертаново. А так как Бондарчук и компания не стали заморачиваться эксклюзивной вырисовкой инопланетян, они просто сделали их… людьми. Чуть более сильными, бессмертными, но такими же, как мы. И нет ничего удивительного в том, что Юля со свойственной школьницам тягой к прекрасному (впрочем, и в логике, и в смелости, и в наглости дочери полковника не откажешь) влюбляется в Хаккена. И теперь уже неясно, кто и на чьей стороне.
Точнее, после первого контакта Юли и Хаккена (который в Чертаново лучше смотрится под именем Харитон) сюжет вполне укладывается в предсказуемую лирическую канву. Но психология момента играет до самого конца.
Вообще Бондарчук хорош тем, что в одном фильме он соединил очень много разношерстных проблем и подсюжетов. «Притяжение» гораздо сложнее, нежели «Сталинград», хотя по масштабу съемок они и похожи. Здесь есть и классические проблемы отцов и детей (семья Лебедевых), и любовный треугольник (Артем — Юля — Хаккен), и проблема ксенофобии (навеянная Бондарчуку беспорядками в Бирюлёво в 2013-м), и болезненный вопрос бури в СМИ и особенно в социальных сетях (именно там появляется «движение сопротивления»).
Сам же фильм отдельными сценами перекликается со многими «братьями» по жанру. Здесь вам есть и намёк на «Прибытие» Дени Вильнёва, и на «Район №9» Нила Бломкампа (к слову, Дэйв Уайтхед работал над созданием звуковых эффектов и у Бломкампа, и у Бондарчука), и на «День независимости» Роланда Эммериха, и даже на «Трансформеры» Майкла Бэя. Совершенно не зря Федор Бондарчук уделил внимание и военной части фильма. Кино про войну в России снимать умеют, и по этой части «Притяжение» почти не вызывает вопросов.
«Почти» потому, что обычной школьнице в компании с пришельцем (да, пусть и папа у нее полковник Минобороны) удалось провести всю охрану секретного и охраняемого штаба, чтобы выкрасть шилк — «сердце» корабля Хаккена. Неужель такие тупые вояки? Загадка… Но по части съемки здесь претензий быть не может: сцены уличных боев словно взяты из телерепортажей в горячих точках, лишь в более высоком качестве.
И еще одна деталь. Мы привыкли к тому, что пришельцы — всегда плохие, а люди, поставленные в условия справедливой войны, становятся героями. Но Бондарчук отошел от этого — и далеко. Хаккен-Харитон — мирный исследователь, прибывший из созвездия Близнецов только затем, чтобы доказать, что люди имеют право на бессмертие и новые технологии. Но когда его корабль обнаруживают, российские военные беззастенчиво сбивают пришельца. Да, таков протокол на случай военного конфликта. Однако агрессорами выступают именно люди. Дальше, правда, Минобороны осторожничает: когда становится ясно, что инопланетяне зла не желают, им дают возможность спокойно заниматься ремонтом корабля.
Однако агрессия остается. И ее катализатором становятся жители Чертаново, подгоняемые ложными идеями. Идея толпы, вмиг превращенной в бездумное быдло, отлично характеризует менталитет всего человечества. Ксенофобия, паника, паранойя и отсутствие взвешенных решений — тоже свойственные нам черты. Бондарчук ничего не приукрашивает — и за это ему большое спасибо. И на вопрос бессмертных строк Евгения Евтушенко режиссёр отвечает, увы, положительно. Страшно лишь представить, что будет, если на Чертаново и в самом деле упадет инопланетный корабль…
ПЛЮСЫ
- Сюжет, сотканный из аллюзий на произведения мировой литературной классики и кинематографа, держит в напряжении до самого конца.
- Качественное исполнение мужских ролей.
- Нет пафосного голливудского «ура-патриотизма», от которого в фантастике порядком тошнит.
- Реалистичные сценарии действия в условиях неизвестности — в логике фильму не откажешь.
МИНУСЫ
- Фильм может быть немного непонятным и наивным для аудитории 30+.
- Формат 3D — скорее дань моде, чем элемент воздействия на зрителя. Спецэффекты никто не отменял, но и в формате 2D «Притяжение» ничего не потеряет.
- Логика действий главной героини не всегда поддается объяснению даже с подростковой точки зрения: то ли слишком взрослая, то ли слишком глупая у Старшенбаум вышла школьница.
Сеансы фильма «Притяжение» в большом и малом зале к/т «Беларусь», а также в к/т «Мир»
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.